История Феодоровской иконы Божией Матери

Летописная иллюстрация.
Обретение Феодоровской иконы Божией Матери.

По преданию, прообраз Феодоровской иконы Божией Матери, ставшей в последствии родовой святыней Царского Дома Романовых, был написан евангелистом Лукой и близок по иконографии к Владимирской иконе Богородицы. Название свое честный образ получил от великого князя Ярослава Всеволодовича († 1246) — отца святого и благоверного князя Александра Невского — носившего в святом крещении имя Феодор, в честь великомученика Феодора Стратилата.

Обретена икона была старшим братом Ярослава, святым Юрием Всеволодовичем († 1238, память 4 февраля), в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца. Позже на том месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь. Князь Ярослав-Феодор оставил значительную о себе память в русской истории. С ним, продолжателем славных традиций святого Андрея Боголюбского (память 4 июля) и отца — Всеволода III Большое Гнездо, связаны почти все наиболее значительные события в истории Руси первой половины ХIII века.

Летописная иллюстрация.
Торжественное прославление явленного образа Пресвятой Богородицы.

Ему досталась в наследство Русь, сожженная и разграбленная в 1237–1238 годах татарами. Он поднял ее из пепла, отстроил и украсил городами, святыми обителями и храмами. Им были восстановлены опустошенные врагом города Поволжья: Кашин, Углич, Ярославль, Кострома, Городец. Церковь Феодора Стратилата в Костроме и Феодоровский монастырь близ Городца основаны им в честь своего небесного покровителя. Всего восемь лет стоял он у кормила великого княжения, но за это время он сумел направить страну по единственно верному в то время пути: военно-политического равновесия с Золотой Ордой на востоке и активного противостояния католической Европе на западе. Ближайшим сподвижником и продолжателем его государственного дела был его сын — святой Александр Невский.

Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери, как благословение отца, постоянно находилась при святом Александре, была его моленным образом. После смерти князя икона, в память о нем, была взята его младшим братом Василием. Став великим князем, Василий не поехал во Владимир, а остался под защитой чудотворной иконы в Костроме, считая это место более надежным на случай новых усобиц.

Летописная иллюстрация.
Молитвенное предстояние князя, духовенства и народа перед чтимой иконой.

Летописи рассказывают, что великий князь Василий питал особую любовь к Церкви и духовенству. В 1274 году при его участии состоялся во Владимире большой церковный Собор. Содержание соборных деяний было очень широко — это был первый Собор в Русской Церкви со времени монгольского нашествия. Много накопилось проблем и неурядиц в церковной жизни, Русская Церковь только-только оправлялась от постигшего ее бедствия.

Но главной задачей было возрождение русской церковной письменности — восстановление традиций древнерусского «княжеского строения». Без книг невозможно было бы спасительное делание Церкви, они нужны были и для Богослужения, и для проповедничества, и для келейного вразумления иноков, и для домашнего чтения верующих.

Трудами митрополита Кирилла, русских епископов и монастырских иноков-книжников эта задача, важнейшая для последующего христианского просвещения Руси, была успешно выполнена. Собор принял новую редакцию Кромчей книги — основного канонического кодекса православной церковной жизни.

В 1276 году князь Василий завершил свой жизненный путь, важнейшие вехи которого были осенены благословением Феодоровской иконы Божией Матери. Он умер в Костроме и там же обрел место последнего упокоения. Святая икона пребывала с тех пор в Костромском соборе святого Феодора Стратилата.

Восстановление широкого почитания Феодоровской иконы Божией Матери по всей России связано с событиями начала ХVII века — прекращением Смутного времени. В 1613 году чудотворной Феодоровской иконой из Костромского собора был благословлен при избрании на царство Михаила Романова. В память об этом историческом событии было установлено повсеместное празднование иконе Феодоровской Богоматери 14 марта.

Летописная иллюстрация.

Появились многочисленные списки с Костромской-Феодоровской иконы, один из первых был заказан и принесен в Москву матерью царя Михаила — инокиней Марфой. Со второй половины ХVII века получают широкое распространение списки с иконы Феодоровской Божией Матери.

Икона стала особо почитаемой в новом царском роду. Михаил взял с собой в Москву список с иконы и поместил его в придворной церкви Рождества Богородицы «на Сенях». В 1618 году он прислал в Кострому украшения для иконы, а в 1636 году, по указанию царя, икону подновили, сняв древнюю олифу, и украсили драгоценной ризой. С ростом почитания иконы с нее начинают создавать многочисленные списки. Со второй половины XVII века становятся распространенными списки с клеймами, изображающими историю образа. В 1745 году, по указанию Святейшего Синода, икону вновь подновили и украсили новой золотой ризой.

С конца XVIII века немецкие принцессы, выходя замуж за русских великих князей и принимая для этого Православие, по традиции в честь Феодоровской иконы получали себе отчество Федоровна. К ним относятся Мария Федоровна (жена Павла I), Александра Федоровна (жена Николая I), Мария Федоровна (жена Александра III), Александра Федоровна (жена Николая II) и Елизавета Федоровна. Эта традиция восходит еще к XVII веку, когда в честь той же иконы «неблагозвучное» отчество царицы Евдокии Лопухиной было поменяно с «Илларионовна» на «Федоровна», а при вступлении в брак царя Ивана Алексеевича с Прасковьей Салтыковой ей не только изменили отчество, но и переменили имя ее отцу с Александра на Федора.

После Октябрьской революции икона не попала в музейные фонды, а продолжала находиться в церкви. В 1919 году в Костроме ее, в целях раскрытия оригинального красочного слоя, исследовала комиссия музейного отдела Наркомпроса под руководством И. Э. Грабаря. В 1922 году Успенский собор и «Феодоровская» икона перешли к обновленцам, которые владели ею до 1944 года.

В 1929 году костромская община привезла икону в Москву в Центральные государственные реставрационные мастерские. Во время реставрационных работ специалисты пришли к выводу, что в своей основной части живопись XIII века утрачена. Икона была на реставрации недолго; работы выполнил В. О. Кириков. При этом из-за отсутствия более древних, слои живописи Нового времени пришлось оставить на лике и руках, а также на одеждах. В 1930-е годы Успенский собор, где находилась икона, был разрушен, и образ перенесли в храм св. Иоанна Богослова на Каткиной горе (обновленческий), а в середине 1940-х годов — в храм святителя Иоанна Златоуста, ставший кафедральным.

В 1947 году на икону надели простую медно-позолоченную ризу с одного из списков. В 1948 году патриарх Алексий I посетил Кострому и пожелал украсить икону новой драгоценной ризой, отвечающей ее статусу почитаемой святыни. Сбор средств занял несколько лет, и весной 1955 года московские мастера изготовили для иконы серебряно-позолоченный оклад. С апреля 1964 года икона стала пребывать в церкви Воскресения на Дебре, куда перенесли архиерейскую кафедру. С 1990 года была возобновлена традиция в день празднования иконе 16 (29) августа совершать крестный ход с ней на место ее явления. 18 августа 1991 года Феодоровскую икону перенесли в возвращенный Русской Православной Церкви Богоявленско-Анастасиин собор, ставший кафедральным собором Костромской епархии.

Феодоровская икона относится к иконографическому типу «Елеуса» (Умиление). Ее общая иконография очень близка к «Владимирской» иконе Божией Матери. По этой причине многие исследователи считают ее списком-репликой. Отличием Феодоровской иконы от Владимирской является обнаженная до колена левая ножка Младенца Христа. По древнему описанию, при перенесении иконы в Кострому она имела следующий вид: «написана масляными красками „на сухе древе“. Доска в длину 1 аршин 2 вершка, в ширину 12 вершков. Богородица изображена несколько склонившею главу на правое плече. Правой рукой поддерживается Богомладенец, обнимающий Богоматерь. Правая нога Богомладенца покрыта ризою, левая же по колено неприкрыта. На оборотной стороне написана святая великомученица Параскева, называемая Пятница… Нижняя часть иконы заканчивается рукоятью в 1,5 аршина длины».

«Феодоровскую» икону также причисляют к иконописному изводу «Гликофилуса» — «шагающие ножки» из-за положения ног Богомладенца. Предполагают, что и на Владимирской иконе положение ног Иисуса изначально было таким же. Общая сохранность иконы в настоящее время низкая, она неоднократно поновлялась и оригинальная живопись ликов Богородицы и Иисуса Христа заметно потерта.

Первые упоминания о Феодоровской иконе Божией Матери, хранимой в храме преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках, датируются XVII веком. За свою долгую историю этот чудотворный образ неоднократно становился символом веры, надежды и справедливости. Он являл верующим удивительные и чудесные события. Именно перед ликом Пречистой, изображенной на Феодоровской иконе, склоняли колени княгини Дома Романовых.

Чудотворная Феодоровская икона издревле пользуется особым почтением и любовью у православных женщин, ибо молитва перед нею помогает укрепить семейный очаг и преодолеть женские недуги. Сегодня существует множество чудесных свидетельств того, что искренняя молитва, исходящая от чистого сердца, всегда бывает услышана.