Субботняя поездка в гости к Преподобному Иосифу и «беседы в автобусе» о личности Преподобного, уникальности монастыря и о том, как отличить ересь от всего лишь иной традиции.
В субботу, 2 февраля, помолившись на службе у Кийского креста, мы отправились в Иосифо-Волоцкий монастырь с теплым чаем в термосах, легким завтраком и интересными рассказами об исторических фактах и просто о случаях из жизни от нашего настоятеля.
«В гостях» у Преподобного мы послужили общий молебен у его мощей, погуляли по территории монастыря с экскурсоводом, а также узнали много интересного от нашего отца-настоятеля, а именно:
Монастырь в Волоколамске — самый лучший пример того, что Церковь не только молится, но и служит. Иосифо-Волоцкий монастырь, благодаря Преподобному, кормил, учил, лечил сотни людей ежедневно, став в истории местом первой монастырской больницы, первой монастырской бесплатной трапезной, первой книжной мастерской при монастыре.
Общественное направление «иосифляне» — это пример того, что Церковь сама идет к народу, если народ не идет в Церковь. Преподобный Иосиф вокруг монастыря развел огромное хозяйство за счет пожертвований людей. Состояние этого хозяйства было безупречным, показатели урожая были даже выше, чем в целом по стране. В период расцвета монастыря его территория была почти равна территории современной Бельгии, на которой все могли найти себе работу.
Преподобный Иосиф — один из самых непонятых в Русской Церкви святых, часто обвиняемый в стяжательстве. Однако если человек носил на руках и ногах тяжелые металлические вериги, чтобы смирять свою плоть, о каком обогащении можно говорить?
Иосифо-Волоцкий монастырь — один из самых первых монастырей, который был возвращен Церкви после советского времени. Монастырь большой по размеру, небольшой по числу братии. В этом монастыре отдельно живут 2 (две) общины — женская и мужская, что довольно необычно для наших монастырей.
О духовниках прошлого… Духовники прошлого отличаются как раз тем, что они были по-настоящему деликатными, аккуратными с людьми. Конечно, молодые духовники, не всегда имеют эти качества. «Владыка Питирим — это Русь уходящая» или пример такого духовника. Это те угодники, которые прямо были связаны с традицией, которые не учились по книгам старцев, а сами были со старцами, были их духовными чадами. Они являются образами маститых, благородных священников…
О Малюте Скуратове и Иоанне IV… «Ты в лицо мне крамолы говоришь» — примерно так выражался Иоанн Грозный о митрополите Филиппе. За что митрополит был убит Малютой Скуратовым, который, чтобы загладить свою вину перед Церковью, завещал быть похороненным в монастыре, что в тот период истории было нередко в стране. Особенно ценным было быть похороненным внутри храма, т.е. под полом. Это имело простое значение — «надпись сотрется, а память останется». Малюта Скуратов был похоронен в Иосифо-Волоцком монастыре. Удивительно, что его могила не найдена, есть только предположения о том, где он покоится…
Иоанну Грозному было свойственно переменное состояние духа. Периоды жестокости сменялись глубоким, по-видимому, покаянием, в моменты которого он богато одаривал монастыри, рассылал «синодики», где писал имена убитых по его приказу людей с просьбой молиться за них.
О ереси, борьбе с ней в истории России или почему образованные люди верят в нелепости… В России никогда не было межрелигиозных войн. Инквизиция в Западной Европе же была очень распространена. Тысячи людей отправлялись на костры, будучи обвиненными в ведьмовстве. Причем последний процесс по делу ведьм был проведен в США в XIX году.
В период прп. Иосифа Россию стали одолевать ереси. Одно из самых активных движений ереси было в Новгороде Великим и стало называться «ересь жидовствующих». Их идеи стали очень популярными, как некая идея «фиги в кармане». Ведь если государство поддерживает веру непогрешимую, то «мы назло будем верить в другую идею, показывая свой протест властям». Эта ересь стала на тот период угрозой для Церкви. Одним из обличителей этой ереси стал Прп.Иосиф. Тот период был единственным случаем в истории России, когда вспыхнули костры в связи с религиозными мотивами. С позиции человека нашего времени мы, конечно же, можем сказать, что это недопустимо и очень жестоко. Здесь стоит задуматься над тем, что архиепископ новгородский Геннадий был образованнейшим человеком своего времени, первым, кто издал Библию на русском языке и вовсе не имел изуверских тенденций. Время, конечно же, было несентиментальное. Прп. Иосиф написал книгу «Просветитель», чтобы бороться с ересью. Эта книга представляет собой полемику с еретиками. Написана книга сложным языком, но не утратила смысла и сейчас, т.к. обличители чаще всего недобросовесны, правду выяснять не хотят, а главное для них — бросить обвинение и смотреть, как Церковь будет оправдываться. Книга ценна и как актуальный по сей день богословский труд, т.к. представляет собой ответы Преподобного на классические обвинения в сторону Православия вырезками из Писания.
О Максиме Греке и умении отличить ересь от непривычной точки зрения… Он ни в малейшей степени не был еретиком, у него просто была своя точка зрения. Время эту точку зрения не поняло, а после же его прославили в лике святых и поняли его правду. Поэтому мы должны знать основы православия и Евангелие, чтобы вступать в дискуссию и понимать, ересь говорится или речь идет о разных подходах. Стоит смотреть на все не с той точки зрения, нравится нам это или нет, а по-евангельски это или нет, Господь поступил бы так или нет. А есть вещи вообще очень второстепенные. Например, в одних церквях служат на Рождество в белом, а в других — в золотом. Это просто разные традиции. И не стоит сильно волноваться из-за того, что мы видим то, что непривычно. «И ученики боялись того, что Он говорил, и шли за Ним с ужасом» — говорит нам Евангелие. Ведь сам Христос был очень непривычен для людей того времени, для учеников своих. Он говорил им то, что до этого никто им не говорил и это пугало их. Так и мы давайте не будет откидывать от себя что-то просто потому, что это непривычно для нас…