Каждое воскресение после богослужения мы собираемся «за чаем» и общаемся с батюшками, задавая свои вопросы. Делимся ответами протоиерея Александра Абрамова и иерея Павла Спесивцева.
Что такое «о насущном»?
Насущная задача — это давно назревшая задача; настолько актуальная в нашей жизни сегодня, что дальше ждать «некуда уже».
В молитвах, говоря о «насущном», мы просим о подаянии нам для спасения души того, что нам нужно.
Зачем нам чтение акафиста?
Неужели чтение акафиста, когда славу говорим, нужно святым? Да им уже Господь славу дал! Говорим мы это для себя и это мы свой язык очищаем, который так часто загрязняем словами.
О начальствовании и зрелости. Об ожиданиях наших к Церкви.
Молодые священники как орешки щелкают любые проблемы и говорят, что делать. По мере взросления и внутреннего становлеия священника, ему все труднее решать проблему чада. У священника лексикон должен сводиться в идеале до слов евангельских, так как других рецептов нет. Важно, конечно, при этом через сердце проводить любую ситуацию своего чада. Те, кто ожидает от Церкви сложные медикаментозные решения и рецепты, обычно ошибается в своих ожиданиях. Смотри на Христа и сердце почувствует. А как смотреть? Да, исповедоваться и причащаться. Вовсе не надо рассказывать об универсальных рецептах поездок ко святыням, «здесь приложись, а здесь прислонись, здесь 8 раз, а здесь 40». Покаяние и благословение — вот два основополагающих слова. Идти к ним сложно. Покаяние без сожаления — это бессмысленно, ведь злой человек успешнее и это частично правда, хотя и до поры, до времени. А вот сколько людей придет от сердца попрощаться с вами? Какой ответ мы Богу дадим? Стыд за плохие дела дает исправление и очищение, а значит и силы помогать другим людям.
О благодарности.
Когда мы пишем молебен кому-то из святых, это не значит, что конечный адресат преподобный, потому что без Христа и нет преподобного. Поэтому на молебнах всегда сначала молитва Христу, потом молитва Божией Матери, а потом святым угодникам.
Если посмотреть на то, с чем приходят ко священнику, то можно подумать, что жизнь сплошная скорбь, то о болящем, то о заблудшем. А это неверно, ведь и благодарственные молитвы есть, но они не воспринимаются как обязательные, и мы вроде как живем в ожидании следующей благодати. Воспринимать доброту как должное очень неполезно. Не можем благодарить — не получаем прощение.
О разных подвигах церковных в разные времена и эпохи.
Церковь в разное время просит о разном. Подвиг разный. Когда-то аскетическое стояние (4-5вв), а потом оно на спад шло и даже вред приносило. Сейчас служение простое: смотри, где стоишь, будь верующим человеком, смягчай сердце, общайся с Богом.
Как вести себя на службе или бытовые вопросы?
Если опаздываешь на службу, что делать? Ответ простой — если зашли после начала Литургии, стойте и молитесь, а записки все потом.
Православные японцы даже снимают обувь со своих ног по словам Завета «Сними обувь с ног своих ибо место сие святое» (Моисею). Давайте хотя бы символично снимем обувь со своих ног через благоговейное отношие и тишину перед алтарем на Литургии.
Одна девушка, урожденная буддистка приняла Святое Крещение.
«Протестанство -это много пошлых слов о Боге. Католицизм — холодная обстановка. А в православии я находу умиление». Именно умиление и благоговение мы в идеале должны испытывать на Литургии и с этими чувствами действовать во всех непредвиденных ситуациях на службах.
Один час тишины в неделю — вот твой пост, а не только отказ от мяса.
А на самом деле вовсе не тишины, а общения с Богом.
Зачем пишут письма святым? Откуда эта традиция?
Это не совсем верное движение на встречу нашим немощам. Это более ощутимое общение, так как трудно представить общение вне физических законов. Очень часто человек сам не знает, что просить и ему сложно это формулировать. В этом плане записывание помогает разобраться самому с собой.
И снова о покаянии.
Покаяние — это не только момент чтения разрешительной молитвы. Человек должен увидеть грех, осознать, как он разрушает жизнь свою и других и после попросить молитвенно прощения у Бога и сил на изменение.