Современное христианское искусство находится в поиске новых средств выражения, которые смогли бы сочетать канон и мироощущение современного человека, быть близкими сегодняшней эпохе. К такому выводу пришли участники круглого стола «Что есть христианское искусство сегодня?», который прошел в Москве накануне.
По мнению ведущей конференции, атташе по культуре Представительства Ватикана в РФ, представитель фонда «Христианская Россия» (Италия) Джованны Парравичини, каждый художник прежде всего должен ответить для себя на вопрос: что стоит в центре его творчества? Его личные мысли и переживания жизни? Или искусство для него — все-таки попытка с помощью имеющихся средств донести до других пережитое им присутствие в мире таинственной реальности, бытия Божия. Каким должен быть язык художника, говорящего о Боге? Образно говоря, созвучный западной или восточной (византийской) традиции. Или ему необходимо найти свой, особый, неповторимый язык, чтобы рассказать о том, что очень трудно поддается описанию.
Наиболее серьезным вопросом для художника и скульптора Сергея Антонова является вопрос, имеет ли право художник руководствоваться своим опытом при создании произведения христианского искусства? Какими критериями следует руководствоваться? В качестве ответа Сергей привел слова отца Александра Шмемана, который считал, что подлинное христианское искусство это: «полное совпадение закона и благодати, это закон переложенный в свободу, лишенной всего законнического, когда форма становится содержанием». «Это, я думаю, единственный критерий, определяющий, что является произведением искусства, и что сдерживает творческую инициативу художника», — пояснил Сергей Антонов.
По мнению протоиерея Александра Абрамова, критериями христианского искусства должны быть так же искренность, честность и профессионализм. В частности, «искренность религиозного художника не в том, что он говорит о Христе специфическим языком, а в том, что он говорит о Нем, рассказывая о всех явлениях окружающего мира», — сказал отец Александр.
Сегодня проблема в том, сообщил Сергей Антонов корреспонденту ЦВ, что многие художественные работы, которые наполняют изнутри храмовое пространство — иконы или роспись — очень трудно отнести к произведениям искусства. И хотя они могут быть написаны на библейский сюжет и даже полностью соответствовать канону, они не трогают душу, не пробуждают молитвенное настроение, они пусты с духовной точки зрения«. И таких работ много, потому что их производство поставлено на конвейер. Это явление Сергей Антонов назвал «православным Голливудом».
Этот вопрос прямо или косвенно звучал во многих выступлениях, высвечивая свою болезненность. «Сегодня профессиональный художник может предложить настоятелю иконы и роспись «под заказ»,- сказал протоирей Андрей Юревич. — В каком надо стиле, в таком и напишет. Но если его попросить написать икону 21 века, когда ты стоишь и молишься, и слышишь голос Бога и низводишь на полотно Божественную реальность, он не поймет, о чем речь«.
Отец Андрей так же коснулся проблемы многоплановости христианского искусства, разделив его на две части. Одно дело, когда художник молча слушает Бога и пишет о том, что ему «говорит» Бог. Это исихасты, к которым, например, относится св.Андрей Рублев. А другой случай, когда художник не слышит Божьего ответа, но, тем не менее продолжает разговор с Богом. И это тоже христианское искусство, хотя может быть его следует отнести к выставочным залам, а не храмам.
По мнению искусствоведа, кандидата культурологи Ирины Языковой одна из главных проблем не в том, что все время пытаются развести светское и церковное искусство, а в том, что в самих художниках отсутствует цельность. И если художник целен перед Богом, то трудно в его творчестве разделить, где говорит Бог, а где он беседует с Богом. И такие работы могут находится и в храме, а могут и в выставочном зале, потому что они свидетельствуют о Христе и в них ощутим подлинный духовный опыт.
В частности, в этом можно было убедиться, познакомившись с картинами и скульптурами художника и скульптора Сергея Антонова и художника-монументалиста Ирины Зарон, представленными здесь же, в культурном центре «Покровские ворота».
Алексей Реутский