Веротерпимость — это очень нехорошее слово, в его основе находится пренебрежение к тому, чем человек живет: «Ну, мы готовы вас потерпеть, ну ладно…», — то есть за этим кроется безразличие, эгоистический интерес только к своему. И формирование такой мультикультурной веротерпимости — это тот проект, который уже с очевидным треском провалился в странах Евросоюза, когда под сурдинку разговоров о толерантности постепенно произошла сдача позиций христианского большинства. Если в основе задумки лежит вот это, то ясно, что я, как священнослужитель и русский человек, против подобной инициативы.
Кроме того, мне в целом не очень симпатичны идеи, основой которых является чиновничья инициатива. У меня нет ощущения, как у рядового гражданина России, что центры веротерпимости являются насущным запросом, который граждане по улицам ходят и высказывают.
Веротерпимость эта кого будет касаться? Будет ли она преподаваться и тем людям, которые, например, нападают на Русскую Церковь и говорят, что в русской церкви живут одни ретрограды, которые ничему не учены, глупые и тянут страну назад? Будут ли таких людей учить в этих центрах, что такие выступления недопустимы? Будут ли там прививать мысль о невозможности вскочить на амвон храма и что-нибудь там лихое сплясать? Или веротерпимость будет предполагать, что русские православные должны с почтением и вниманием относится к разного рода культурным меньшинствам, пока нас совсем не сведут на нет?
Поскольку это чиновничья инициатива, я все же думаю, что речь просто идет о том, чтобы неэффективно потратить деньги налогоплательщиков. Если так, то это полбеды, а если за этим скрывается повторение проекта Евросоюза, то следует быть очень внимательным и, на мой взгляд, выступить однозначно против.
Протоиерей Александр Абрамов для REGIONS.RU