— Добрый вечер, дорогие братья и сестры. Вы слушаете прямой эфир радио «Радонеж». С вами будет на протяжении предстоящего часа протоиерей Александр Абрамов, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках.
Мы в эфире.
-Батюшка, скажите пожалуйста, почему угодники Божии боятся Страшного суда? Ведь они уже святые, в Раю? Чего же бояться?
-Угодники Божии — как и любые люди. Они на небе прославлены. И о том, что они делают непосредственно в Раю, мы с вами не знаем. А мы знаем, что любой человек, даже святой — не лишен греха. И это свидетельствуется всегда учением церкви, церковной молитвой. Любой святой угодник — это человек, который совершал на своем жизненном пути те или иные грехи, но каялся в них, но восставал. И оказался способен преодолеть свою греховную скверну. Поэтому он, как и всякий человек, который приближается к Богу, все более и более видит свое греховное состояние. Человек, который приближается к Богу, трепещет, потому что мы с вами смотрим на свои грехи и видим их как? Я в принципе тяжких грехов не совершаю, я не убиваю. Мы иногда в исповеди говорим: как все. Как будто мы знаем как все! Ну, таких особых грехов нет, в основном мелкие. А святые отцы по- другому на это смотрят. Они видят и мелкий грех как ужасный. Как разрушающий дружбу с Богом, как растворяющий, портящий отношения человека и Христа. И от этого трепещут. И поэтому со значительно большим чувством и со значительно большим трепетом подходят к порогу своего земного существования.
Я хотел бы несколько слов сказать о том, чему учит нас это евангельское повествование. «Возьми свой крест и иди за Мной». Мы очень часто это слышим. Мы очень часто об этом размышляем. И мы часто думаем о том, что мы распинаем свою плоть со страстями и похотьми, и несем свой крест, и идем за Христом. Нам это очень свойственно.
А в действительности мы очень часто ошибочно толкуем это место евангелия. Потому что апостол нас отчасти обличает. Апостол говорит: тот, кто живет жизнью духа, плоть распял страстьми и похотьми. Мы очень часто под несением креста понимаем следующее: вот, мы постимся, а нам тяжело поститься — и мы взяли на себя крест. Или: нас заело-теща, свекровь, брат, сестра, а мы на них сразу не кричим, не спускаем всех собак — мы несем свой крест. Есть, безусловно, люди, которым приходится очень тяжкий крест нести. Выхаживать больных людей, самим быть людьми, страдающими тем или иным заболеванием. Помогать немощным. Но таких мало. Мы чаще всего под несением креста подразумеваем вещи бытовые. Ну попостился- уже крест на себя взял. А крест ли это в Божьих глазах? Крест ли это для Христа? Вот в этом нам, наверное, нужно очень внимательно разбираться. Потом вот посмотрите, что мы думаем? Надо сораспяться Христу. Что мы для этого сделаем? Мы будем соблюдать церковные предписания. Мы будем стараться участвовать в богослужениях, причащаться и исповедоваться. Сораспинаемся ли мы этим со Христом? Да, в какой-то мере сораспинаемся. Но есть и еще много важных вещей, о которых нужно говорить: плоть распяша со страстьми, похотьми. Когда говорится «плоть»- это всего себя, а у человека есть привычки дурные и хорошие. Так вот, мы естественно понимаем, что надо распинать свои дурные привычки, надо с ними бороться. Но выясняется, что распинать надо не только свои дурные привычки, но и хорошие. Принести их Христу означает принести их и ко Христу. Что это на практике означает? У нас есть какие-то добрые свойства характера. Например, мы скромные люди. А нам говорят: ну вот придется тебе стать начальником (а был подчиненным). Что нужно делать? Придется соглашаться, если это Богу нужно. Или нам не хочется заниматься детьми. Например, работаем мы на какой-то работе, не связанной с детьми. А нам говорят: а теперь придется детьми заниматься. Будешь педагогом. А у тебя есть к этому способности, но нет желания. Есть желания вполне нормальные нейтральные, я не хочу этим заниматься. Господи, убереги меня от этого. А тебе говорят: нужно. И ты идешь и занимаешься этим. Сколько монахов были вынуждены из-за послушания церкви отказаться от уединения, от затвора, от тихой молитвы в малоизвестном монастыре, и выйти на общественное служение. Принимать сотни и тысячи людей. Быть известными всей России. А им хотелось маленькой келейки, иконки и чуть-чуть горящей свечки. А у них были огромные соборы, тысячи совопросников, в том числе и лукавых, и всероссийская известность. А они скрывались от нее. Они распяли добрые свои черты характера, принеся их в жертву Богу, и отдали свою душу. И об этом же говорит апостол и евангелист Марк. Это я вам сейчас цитирую. Кто хочет душу свою для Бога сохранить, да погубит ее. Погубить это не значит, что убьет свою душу. Это значит -отдаст всего себя без остатка. Это означает всего себя пожертвовать. И хотения, и свои склонности. Конечно, это не означает, что человек, который боится высоты, обязательно должен стать летчиком или прыгать с парашютом. Но Бог такой бессмысленной жертвы никогда не примет и не просит. Бог просит от человека той жертвы, которая связана с использованием его наилучших способностей. А наилучшие способности сам Христос видит, прозревающий сердце человека.
Мы думаем, например, что нам не нравятся дети. Я знаю немало педагогов, у которых своих детей нет, и которые в дурном сне не могли себе представить, что они стали бы педагогами. Но пришли в школу, пришли в класс, пришли в детский сад, увидели этих детей, сердце истаяло. Стали заниматься детьми. Потом свои дети пошли. Бог видит это лучше, чем мы. Просто нужно согласиться: Господи, я твой.
И еще одна очень важная вещь, о которой я хотел бы вам сказать. Сейчас отвечу на очередной звонок, и мы об этом должны поговорить. О распинании самого себя, связанном с непрерывной и изнемождающей борьбой со своими недостатками, в которых мы чаще всего терпим поражение. Но все равно эту борьбу нужно вести. И вот об опасностях и искушениях этой борьбы, я тоже хотел бы вам несколько слов.
— Будьте добры, это к вам обращается город Орел. Православные христиане выступают против строительства в городе Орле мечети, а строят ее чеченцы. Она такая будет по величине, как в Грозном. Просим поддержки у православных христиан России.
— Спасибо. Спаси Господи.
-То о чем я хотел вам сказать, вот чего касается. Мы очень часто с вами воспринимаем этот призыв евангелия: возьми свой крест и иди за Христом немножечко отвлеченно. Ну, то- есть понятно. Для нас слова Христа очень важны, но мы не знаем, что это означает конкретно. И мы думаем, что взять свой крест- это означает просто выполнять свое дело хорошо, свою работу. Это означает заниматься семьей в меру возможностей. Это означает: когда пост- попоститься, когда не пост- разговеться. В общем, чаще всего мы воспринимаем это следующим образом: взять свой крест- это просто быть хорошим человеком. А в действительности это не так. Здесь на самом деле все только и начинается. Потому что быть хорошим человеком- это просто предпосылка. Вы вышли на земную жизнь и не успели сделать гадостей. А вот серьезная борьба начинается после этого, когда все такие простые вещи мы прошли. Выясняется, что взять свой крест- это вести непрерывную борьбу со своими дурными чертами характера. Эта борьба изнемождающая, потому что чаще всего наши дурные черты характера нам нравятся. Мы с ними миримся и живем в дурной гармонии.
Мы знаем, что мы раздражительны, но иногда нам нравится сорваться на человека. Ах, как я его отчехвостил! Нам нравится на самом деле, что мы приходим в плохом настроении — а на нас посматривают, побаиваются. Нам нравится, что мы резки на слово, можем словом обидеть. Мы иногда всплакнем об этом, но чаще всего забываем о своих дурных чертах. Посмотрите, как легко нам сказать о человеке плохое. Между православными это так явно видно, так замутняет образ христианина в человеке! Мы ведем благочестивый образ жизни, говорим: спаси нас, Господи! А потом раз! — и совершенно спокойно выпаливаем пулеметную очередь злых слов о человеке, который нам едва известен.
Оскорбить человека, ударить его словом, нам ничего не стоит. Да какой он православный, знаем! А если человек еще и не православный, то мы в нем вообще человека не видим. Мы видим в нем еретика, непонятного на м человека, одним словом отбриваем и ставим на нем печать: все. Это не наш человек. Он не так делает, он не так мыслит, он не так молится. Вот это наша способность ставить ярлыки и всем говорить не то, не так, не здесь, не там…Она просто удивительна. И еще. И это очень важно. Мы способны абсолютно в одночасье из мирного, благостного, спокойного настроения, без видимой причины впасть в злобное, раздраженное, холодное, отстаивающего свои интересы человека. Ну, вот только-только причастились, говорим: Господи, благодарим тебя, и через секунду, что вы здесь делаете? Куда вы? Отходите! На нас посмотреть в эту минуту: как будто мы два разных совершенно человека. Один храмовый человек, старающийся с собой совладать, другой распущенный, не божий человек.
Мы себе должны сказать: мы не имеем права так переключаться. Мы не имеем права быть нехристианами и вне храма и внутри храма, когда мы кого-то поучаем. Мы не имеем права никого поучать. Вот об этом я хотел сегодня с вами говорить. Несколько смс-сообщений я получил. Просьба повторить телефон храма.
— Батюшка Александр, спасибо вам за ваши передачи. Любовь из Орла.
— Спасибо большое, что слушаете. Я чувствую и любовь радиослушателей, и ваши молитвенные воздыхания и прошу вас тоже их не оставлять.
— Долгих лет благоденствия, уважаемый отец Александр. Очень рада встречам с вами на радио. 11 лет, как закончился земной путь моего мужа, отца дочери нашей. Помолитесь, пожалуйста, об упокоении души Георгия.
— Упокой, Господи.
— И о спасении и устроении будущего для Софии и Светланы.
— Боже, помоги.
— Благословите, батюшка.
— Бог благословит.
— Это раб божий Сергий. Вот у меня такой вопрос, мои знакомые интересуются. Что такое «венец безбрачия», и как к этому относится православная церковь? И еще у меня маленький вопрос уже по теме: вот скажите пожалуйста, человек почему-то всегда стремится выбрать крест полегче, хотя знает, что Господь не дает креста тяжелее, чем человек может нести. Вот, с этим как бороться? Все время хочется в щелку забиться.
— Спасибо. Венец безбрачия — это одно из сумасшедших суеверий. Церковь относится к этому, как и ко всякому суеверию, как к дикости. А для тех, кто это практикует- относится как к вещи для души вредной и безусловно бесполезной.
— Получил следующее сообщение: беременная женщина ходит в джинсах. Не вредно ли это для малыша?
-Я не знаю, я думаю, что к духовной жизни это не имеет отношения. Одежда должна быть достаточно просторной и теплой. И для беременной женщины конечно теплая одежда в зимнее время является обязательной.
— Отвечу на следующий звонок. И потом вернусь к вопросу Сергея относительно ухода от собственного креста, потому что такие вопросы действительно многие задают.
— Добрый вечер, слушаю вас.
— Добрый вечер. Батюшка. Меня интересует простите такой вопрос. У меня есть книга «Премудрость сокровенная» современный православный комментарий на книги Ветхого и Нового завета. Автор епископ Александр Миллеант. Я как-то не знаю кто он, откуда и что это за произведение. Она издана как Закон Божий, но несколько в другом разрезе. Вот вы можете про автора что-нибудь сказать?
— Могу что-нибудь сказать, но это просто по случайности. У нас сейчас епископов очень много. И с каждым днем их становится все больше. Но в данном случае владыка Александр Миллеант- это архиерей Русской Православной Зарубежной церкви. И эта книга используется в качестве учебника в Джорданвилльской семинарии, и в духовных училищах, и на курсах Русской Зарубежной Церкви. С содержанием этой книги и я не знаком. Полагаю, что в основном это должны быть цитаты из святых отцов и комментарии к ним. В свое время издавались, если вас интересует, толкования святых отцов. Помимо известной «Толковой библии» Лопухина, которая все-таки очень старая книга. Это книга, изданная в конце XIX- в начале XX веков. В конце XX века издавались замечательные тома толкований святых отцов на Ветхий завет, на евангелие от Марка и Матфея, на книгу Премудрости Соломоновой, на Экклезиаст, и на некоторые апостольские Послания. Как они построены? Глава Священного писания и все, что известно из отцов об этой главе. Толкования дают нам отцы, а размышлять надо вам. Поэтому идеально, это когда есть текст и есть то, что нам говорят угодники Божии. А все остальное думать надо нам самим. Размышлять надо нам самим. Никто за нас не ответит на все те вопрошания, которые существуют.
Отвечаю на вопрос Сергея об уходе от собственного креста. Мы должны с вами относиться к своей вере и ко Христу серьезно. Мы не можем и не должны играть в православие. А что значит играть в православие? Играть в православие- это значит что-то в церкви принимать, что нам удобно и выгодно, и что нас объединяет, как нам кажется, с другими людьми. Вот мы все постимся. Женщины ходят в платках, а мужчины носят бороду. Брать внешнее православие и не принимать его внутренне. Потому что внутренне нам надо всегда меняться, и меняться в сторону Христа. Вот если эту внутреннюю работу мы с вами не делаем- то это очень тяжко. Вот сейчас, кстати, в Великом посту- об этом и святые отцы предупреждают нас- у нас наступает искушение. Какое? Поста уже довольно много прошло, половину мы миновали, и уже мы машем рукой на внутреннюю свою борьбу, и на рассматривание самих себя. Оставляем за собой только участи в богослужениях воскресных и пост. Соблюдение пищевой его стороны. А вот то рвение, с которым мы на Прощеное воскресение в храм приходили в
И я хотел бы сказать: дорогие мои! Пусть оно не угасает. Это хорошее рвение. Даже если у нас были провалы, проколы в посту. Надо встряхнуться. Господи! У нас еще полпоста впереди. Еще можно многое успеть. И в борьбе со своим грехом, и разобраться, что я за человек такой. Потому что каждый пост мы должны сводить с собою счеты. Какие счеты? Мы должны предъявлять себе счет. Ты этого не делаешь, а в этом, правда, ты что-то умеешь делать. Вот мы с вами должны сами с собой разбираться. А если мы начинаем разбираться, то мы уже не отказываемся от креста. Потому что мы уже, к сожалению, должны будем много горьких слов себе сказать. Если мы скажем горькие слова — поставим себе диагноз. Не столько сами себе, а прежде всего с помощью Христа, а значит церкви, духовенства, то значит, можно будет разобраться и с лечением. И это никогда не поздно. Всматриваться в себя, находить в себе эти горькие болячки и стараться их лечить. Причем лечение никогда не бывает сладким. Многие люди говорят: у меня нет любви. Что делать? Да нет никакого самоучителя и книжки, в которой было бы сказано: делай так, так и так- и получишь любовь. Любовь — это такой удивительный плод. Человек, который никогда не видел земли, ни одной грядки не прополол и ничего туда не засеял, говорит: а как бы мне получить роскошный сад? Ну как? Поработай до конца жизни, а там неизвестно, может, у тебя два хилых крыжовника взойдут. А может быть, и что-то лучше.
Так вот. Нет любви, пусть хотя бы уста затворятся. Мы же молимся в молитве » Господи, воззвах» к тебе: «Положи, Господи хранение устам моим». Пусть хотя бы злое слово не выходит от нас. Пусть оценки злобные мы перестаем давать, пусть мы не кричим на людей. Самые простые примитивные вещи. Что тогда произойдет? Тогда нас начнет изнутри разрывать. Мы начнем испытывать очень сильную злобу и раздражение. Потому что дьявол будет стараться на нас воздействовать, чтобы мы вели себя как обычно. Чтобы оставались по- прежнему людьми полу- верующими, полу- неверующими, полу- холодными, полу-теплыми. А мы будем стараться держаться своего. И тогда это волнение и злоба в нас будет чуть-чуть угасать, и мы будем смягчаться. Смягчаться до такой степени, чтобы быть ближе ко Христу. Ну вот один из примеров того, о чем я сказал- о способности нашей абсолютно резко поставить на человека клеймо. Вот человек мне прислал смс сейчас и говорит.
— Лжете. Крест — это не искушение и страсти, а гонения и узы.
— Ну, я конечно понимаю, что анонимно сказать священнику, что он лжет- это легко. Это вас характеризует как человека православного- в первую очередь, во вторых- как воспитанного, и в третьих- как человека умного. Но я бы воздержался от таких вещей. Я, честно говоря не знаю, в чем я здесь солгал. Перед вами уж точно не солгал. А крест- это не искушения и страсти, а гонения и узы. А вы что, в гонениях и узах пребываете? Мы всегда чужие одежды любим примерять на себя. А свои- нет. Нам не нравится. Мы же хотим красивости себе. Нам помириться с братом или сестрой, или с тещей, или с деверем намного сложнее, чем надеть на себя красивую майку и возопить: а я спаситель православия! Конечно, легко быть спасителем человечества, трудно быть спасителем своей семьи. Вот есть такая история.
— Добрый вечер, батюшка. Это Виктор из Москвы. У меня такой вопрос. Сталкивались ли вы с таким явлением как порченая роспись храмов? То- есть, иконопись, когда в росписи допускаются те или иные кощунства. По- видимому, это производится врагами Христовыми.
— Вы знаете, что я видел? Я видел во —первых, неграмотную роспись. Я видел роспись, в которой нарушены правила написания тех или иных церковных слов. А ведь мы не имеем права что-либо исказить! Потому что иконопись храма -это такая же проповедь, как та, что говорится с амвона, или та проповедь, которую говорили святые апостолы и которая записана в их посланиях. Я знаю роспись не очень достойную и не очень качественную, потому что, например, у тех, кто ее заказывал, особенно в деревенских храмах, не хватало денег. А есть некоторые вещи, которые странным образом не прижились. Ну например. Большой московский Собор запретил изображение Бога Саваофа. Это изображение не должно было появляться в русских храмах. Между тем мы найдем и в XV, и XVI, и в XVII, и в XX веках изображение Бога Саваофа. Тут мы должны с вами решить, чего мы хотим. Я думаю, что мы должны так сказать: мы хотим того, чтобы Определения Собора и апостольские установления, правила нашей церкви соблюдались с максимальной четкостью. И если есть такое решение относительно Бога Саваофа, то Он не должен изображаться. Я думаю, что это было бы наиболее правильным.
А с вами я напомню для тех, кто, быть может, только сейчас включил свои приемники. С вами протоиерей Александр Абрамов, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках. Мы еще полчаса без малого будем с вами общаться. Можете позвонить и как обычно задать ваши вопросы.
— Андрей спрашивает: когда читается Великий канон?
— Великий покаянный канон читался на
— Отвечаю на телефонный звонок. Добрый вечер.
— Добрый вечер, батюшка. Вы меня простите, очень больной вопрос. У меня малолетняя родственница, у нее не очень хорошо с головой. За ней стал ходить взрослый мужчина. Он старше ее на тридцать лет. Ему говорили, чтобы он близко к ней не подходил, но…И вот сейчас она беременна. Как нам быть?
— Спасибо. Надо воспринимать дело таким образом. Я понимаю всю сложность этой ситуации, и наверняка вы еще не все можете сказать сейчас в эфире. Если ребенок родится, то для матери это благословение Божье. Если он родится больным- то это и благословение и крест. И другого здесь сказать ничего нельзя. А если их отношения носили добровольный характер? У людей, у которых есть психические заболевания, дееспособность, конечно, ограниченная. Они не могут целиком отвечать за свои слова и поступки. Но если ребенок будет? Господи, дай сил и терпения для того, чтобы все по- Божески получилось. Понятно, что это очень, очень тяжелая ситуация. Боже, помоги. Только это могу сказать.
— Батюшка, помолитесь о приснопамятной Клавдии.
— Господи! Упокой рабов своих.
-Почему 18 апреля, в четверг будет служиться литургия Преждеосвященных даров?
— Литургия Преждеосвященных даров в четверг, единственный четверг в Великом посту, полагается из-за стояния Марии Египетской. Потому что очень многие люди собираются на это продолжительное богослужение и весь Покаянный канон, который разбивается на четыре части, будет прочтен единовременно. И ради этого церковь устанавливает совершать сразу после стояния Марии Египетской Преждеосвященную литургию. Единственный случай, когда литургия совершается в четверг. Так же она совершилась бы в четверг, если он приходился бы на день памяти Сорока мучеников Севастийских или Усекновения головы Иоанна Предтечи.
-Известный наш архимандрит сказал, что в евангелии изначально было написано: возьми ежедневный крест свой, но слово это со временем было утеряно переписчиками. А ведь это очень важное слово. Правда?
-Я думаю то, о чем мы с вами сейчас говорим, как раз и касается не просто нашего ежедневного несения скорбей и наших тягот, но и ежедневного несения ежедневных тягот. А сейчас очень сложно судить, что же было утрачено переписчиками. Ясно, что это слово не вошло в канон Нового завета, но смысл этого из проповеди Христа становится совершенно очевидным. Вы же помните слова Спасителя о совершенно бытовом и казалось бы важном деле: Господи, разреши мне пойти и похоронить своего отца?- Нет. Мы удивляемся, неужели Господь так жестоко поступил? Нет. Он просто говорит: отстраняй все это. Может быть, при других обстоятельствах это и не нужно было бы отстранять, но сейчас Я с тобой. Я тебя сейчас зову. Я начало и конец. Я альфа и омега. Ты со Мной сейчас будь и оставь мертвым погребать своих мертвецов.
— Добрый вечер батюшка, миленький. Какое счастье, что вы иногда выступаете на радио. Спаси вас Господи.
— Спасибо большое.
— Все бы такие были. А то иногда слышишь не совсем такое благочестивое отношение. Спаси вас Господи. Дай бог вам здоровья и всего самого лучшего. Извините меня, рабу Божию Ангелину.
— Господи, спаси рабу Божию Ангелину, помоги ей!
— Получил неожиданный вопрос. Является ли грехом иметь в доме часы с кукушкой?
— Не думаю. А что здесь греховного? По-моему, вообще не имеет никакого отношения к духовной жизни.
— Отец Александр. Я знаю, что нужно образовываться духовно, читать святых отцов. Я читаю, слушаю Радонеж, хожу в храм, слушаю проповеди. Но очень мало, что остается в голове. Смею надеяться, что духовный рост есть, но почему знаний так мало? Многие также жалуются на этот недуг. Галина, Москва.
— Галина, я думаю, что знания приходят тогда, когда мы начинаем систематически что-то узнавать. А мы иногда с вами одну книжку прочитали, что-то узнали, другую книжку прочитали, что-то узнали. Кроме того, духовные предметы не бесспорные. Мнения одних отцов могут противоречить мнению других отцов. Святые отцы между собой не соглашались порой, что уж говорить об отцах живущих. Поэтому, было бы, наверное, правильно, если бы вы для себя избрали какой-то способ постоянного узнавания духовной жизни. И знания тогда бы прибавлялись.
Я не могу вам сказать, как точно это сделать потому, что это в первую очередь надо обсуждать с вашим духовником. Я могу сказать, как мы делаем это у себя в храме и как я смею надеяться, может это отчасти помогает нашим прихожанам.
Мы после каждой воскресной литургии собираемся за чаем. Отцы: я и отец Павел, наш второй священник, обсуждаем ту или иную тему. Например, до поста мы занимались обсуждением Литургии, после поста продолжим это обсуждение, как центрального нашего богослужения, которое вбирает все смыслы. И богословский, и аскетический, и молитвенный и все, что угодно. И обсуждаем эти темы. Затем отвечаем на вопросы. Если вам это может показаться полезным и интересным- пожалуйста, вас приглашаю, если нет, то обсудите с духовником. Пусть он даст вам какой-то круг чтения. Потому что даже аскетическую литературу принято читать в некотором определенном порядке. И тогда, мне кажется, это будет вам полезно. И я думаю, что это будет хорошо.
— Следующее сообщение. Здравствуйте батюшка. Моя знакомая была у вас на ночной службе на праздник Благовещения. Просила передать большое спасибо. Приехала очень довольная. Низкий поклон вам.
— Спасибо во-первых за доброе слово. Действительно, много людей пришло. Я думаю, что православный храм- это дом. И тесновато, может быть, у нас было, и, может быть, душно, и еще что-то. Но нам с вами к каким-то бытовым сложностям не привыкать, но ты начинаешь понимать, что такое молиться одними устами, одним сердцем. Потому что твоя молитва присоединяется к молитве церкви. А церковь нынешняя, земная присоединяется ко всему сонму угодников Божьих, потому что мы пользуемся и их словами. И поэтому это был такой хороший праздник, мы его совершаем в Крестопоклонную неделю, каждый раз полное богослужение. Вот и в этот раз в семь утра закончилась служба. Спаси вас Господь!