REGIONS.RU: Мы воспитали за «эпоху ЕГЭ» немое поколение, — людей, не умеющих говорить

REGIONS.RU

Сочинение — это лучше чем ничего. Но какой смысл плакать по волосам, потерявши голову? А мы воспитали за «эпоху ЕГЭ» немое поколение, — людей, не умеющих говорить. У нас сочинения не умеют писать не только дети. Судя по количеству списанных диссертаций, не умеют писать люди при очень больших портфелях и серьезных постах. Так что одним возвращением сочинений проблему не решить.

А как изучают сегодня литературу? Как изучают Пушкина, что говорят о Бродском? В советское время говорили о Шолохове, что он хороший автор, теперь он плохой, поскольку писал о революции, — а он, между прочим, нобелевский лауреат! И если мы от педагогики с клиповым мышлением не перейдем к попытке заставлять думать, только одни сочинения не помогут.

Я для начала предложил бы поэкспериментировать. Например, попросить учителей написать школьные сочинения, которые независимые люди проверят на грамотность и стилистическую последовательность. Понимаю, что мои слова возмутят педагогическое сообщество, но мы имеем деградацию по обе стороны: и у тех, кто за партами сидит, и у тех, кто у доски преподает

Конечно, возвращение сочинения — это шаг вперед, но надо безотлагательно принять меры, чтобы вернуть минимальный уровень образования в гуманитарной сфере. Надо признать, что есть важнейшие сферы жизни, имеющие отношение к национальной безопасности в стране, они могут иметь отложенный эффект. Грубо говоря, изучение Пушкина, хотя и прямо не содействует обороноспособности страны, но ничуть не менее важно, чем работа физика-ядерщика, потому что учит думать, а если страна не будет думать, то ракеты скоро будем покупать у Индии, потому что их некому будет у нас проектировать и строить.

Семь лет в нашей стране гробили образование, а теперь 107 лет понадобится на его восстановление, только потом родится микро-Ломоносов, а потом уже и настоящий. Надо терпеть: и дикость терпеть, и преподавать историю как историю, а не как набор анекдотов, и нельзя секвестрировать расходы на образование. Тогда ситуация у нас, возможно, и изменится.

Протоиерей Александр Абрамов для REGIONS.RU