Отпевание — простонародное название церковного чина (службы) погребения, который совершается над телом умершего человека. В идеале такая служба может совершаться над верным чадом Церкви, т. е. человеком, который при жизни был христианином, находился в общении с Церковью (регулярно исповедовался, причащался) и стремился жить по евангельским заповедям. В чине христианского погребения Церковь выражает почитание, подобающее телу скончавшегося человека.
Служба отпевания состоит из многих песнопений. В них кратко изображается вся судьба человека: за нарушение первыми людьми, Адамом и Евой, заповеди Творца человек снова обращается в землю, из которой был взят, но несмотря на множество грехов, он не перестает быть образом славы Божией, а потому Святая Церковь молит Господа, по Его неизреченной милости, простить усопшему грехи и удостоить его Царства Небесного.
В конце отпевания, по прочтении Апостола и Евангелия, священник читает разрешительную молитву. Этой молитвой усопший разрешается (освобождается) от обременявших его запрещений и грехов, в которых он покаялся или которые не мог вспомнить на исповеди, и усопший отпускается в загробную жизнь примиренным с Богом и ближними. Отпевание, как таковое, не является пропуском в рай. Даже разрешительная молитва, читаемая священником над телом, отнюдь не является прощением всех его грехов, а только тех, которые тот осознал, но не донес до исповеди в силу забывчивости или не успел.
Некрещеных не отпевают. О загробной участи таковых свт. Григорий Богослов говорил, что «они не прославятся и не накажутся праведным Судией… ибо не всякий, не достойный наказания, достоин уже и чести, равно как и всякий, не достойный чести, достоин уже и наказания».
Об отпевании необходимо договориться со священником за несколько дней до дня погребения. Желательно иметь при себе свидетельство о смерти.
Заочное погребение (заочное отпевание) — совершается в тех случаях, когда из-за трагической смерти невозможно найти тело человека (утонувшего при кораблекрушении, погибшего на войне или в результате авиакатастрофы, и т. п.), или когда человек пропадает без вести, и родные узнают о его смерти через много лет. Если по каким-либо объективным причинам над телом вашего покойного родственника не было совершено отпевание, можно попросить священника совершить его заочно.
Поминания (40 дней, полгода, год) — имена записываются в поминальный синодик, и священнослужители в течение указанного срока за каждой литургией молятся о наших усопших близких.
Панихида — церковная служба по усопшему, которая совершается по просьбе верующих и в установленные Церковью дни — на Радоницу и в родительские субботы. Панихиды совершаются до погребения усопшего и после — на третий, девятый и сороковой день, а также в дни рождения, тезоименитства (день Ангела), в годовщину смерти. Служится панихида перед кануном — особым столиком с изображением Распятия и рядами подсвечников. Здесь также можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких. Самая простая и распространенная жертва за усопшего — свеча, которую мы ставим на канун, молясь: «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего».
В пасхальные дни, а также в двунадесятые праздники и некоторые другие дни нарочитые заупокойные моления отлагаются. Так, говоря о невозможности поминать умерших близких в Великий Пяток, епископ Афанасий (Сахаров) замечает: «Какое объяснение, какое оправдание может быть для желания и требования поминать прежде почивших, сосредоточивать внимание хотя бы и на любимых усопших в тот день, когда все мысли всех творений Божиих должны быть безраздельно и исключительно сосредоточены около одного Божественного Мертвеца, когда все состраждет Создавшему все, когда сама Богоматерь приглашает всех, и горы, и холмы, и человеков множество восплакать и рыдать вместе с Нею, Бога нашего Материю около Спасова гроба? Для христиан в этот великий день невозможно идти от гроба Спасителя на чью-либо могилу».
Бог не попустил быть в Церкви Своей ничему неблагопотребному и бесполезному, но попустил Бог быть в Церкви Своей — Небесным и земным Своим Таинствам — и повелел их совершать. Ибо когда в третий день бывает в Церкви приношение, то душа умершего получает от сопровождающего ее Ангела облегчение в скорби, какую чувствует от разлучения с телом — получает потому, что за нее совершено в Церкви Божией славословие и приношение, от чего в ней рождается благая надежда. Ибо в продолжении двух дней позволяется душе, вместе с находящимися при ней Ангелами, ходить на земле, где хочет. Потому душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором разлучилась с телом, иногда около гроба, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня, ища, как птица, себе гнездо. А добродетельная душа идет в те места, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Тот, Кто воскрес в третий день из мертвых Бог всех — повелевает в подражание Его Воскресению вознестись всякой душе христианской на небеса для поклонения Богу всяческих.
Итак, Церковь имеет обыкновение совершать в третий день благое приношение и молитву за душу. После поклонения Богу повелевается Им показать душе различные и приятные обители святых и красоту рая. Все это рассматривает душа шесть дней, удивляясь и прославляя Создателя всего этого Бога. Созерцая же все это, она изменяется и забывает скорбь, которую имела, будучи в теле. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждений святых начинает скорбеть и укорять себя, говоря: «Увы мне! как я предавалась суете в том мире! Увлекшись удовлетворением похотей, провела я большую часть жизни в беспечности, не послужила Богу, как должно, чтобы можно было и мне удостоиться этой благодати и славы. Увы мне бедной! Еще и ныне обстоят меня заботы и неблаговременное попечение, владевшие мною в том мире. Горе мне! Никто не сможет ныне помочь мне, чтобы и я несчастная мота получить славу Господа». По рассмотрении же, в продолжении шести дней, всей радости праведных, она опять возносится Ангелами на поклонение Богу. Итак, хорошо делает Церковь, совершая в девятый день службы и приношение за усопшего. После вторичного поклонения Владыка всех повелевает теперь отвести душу в ад и показать ей находящиеся там места мучений, разные отделения ада и разнообразные мучения нечестивых, находясь в которых души грешных непрестанно рыдают и скрежещут зубами. По этим различным местам мук душа носится тридцать дней, трепеща, чтобы и самой не быть осужденной на заключение в оных. В сороковой день она опять возносится на поклонение Богу, и тогда уже Судия определяет приличное ей по ее делам место заключения. Итак, правильно поступает Церковь, делая поминовения об усопших.
Прп. Макарий Александрийский
(295–395). Слово о исходе души