Дорогие друзья! Мы отслужили с вами всенощное бдение. Тем, у кого болят руки, ноги, и прочие части тела, мы скажем: что веке скажем в семнадцатом такие бдения совершались каждую неделю, и не было в этом ничего необычного.
Для нас очень важно вновь ощутить пост — ведь пост — как на первой неделе в богослужебных текстах сказано: это «не ошание только брашен», то есть отказ от еды. Почему мы от еды отказываемся, а от поедания людей — нет. От еды отказаться легче всего. Половина поста прошла — и проблема мяса уже отступила на задний план. И другие проблемы выходят на передний план, и их решать тяжелее всего.
Наш характер — это такая дикая кобылица. На нее не то чтобы запрыгнуть невозможно, ее остановить невозможно. Она необузданная. И нам нравится, что мы такие необузданные. Дело в том, что мы менять ничего серьезного не хотим — нам проще не есть сырники или не делать что-то подобное. Кого мы этим выведем в заблуждение? Христа? — нет. Себя — тоже нет.
В конечном итоге, если мы правильно постимся, то в конце поста, когда Бог даст мы дойдем до Пасхи, мы скажем: «Господи, течение веры совершил, дело которое Ты нам дал на земле, выполнил». Мы должны себе сказать: «Господи, вот было 40 дней, Страстная неделя, у меня было много падений, много движений назад, но я что то для тебя успел сделать». И совершенно невозможна ситуация, когда мы что-то делаем для Бога, и расталкиваем всех окружающих людей локтями, чтобы первыми прийти к финишу, в Царствие Божие. Первые будут последними и последние первыми. Про таких людей сказано в каноне Андрея Критского: и предваряют их в Царствии небесном мытари и прелюбодеи кающиеся.
А что такое кающиеся? Это не слезы из себя выдавливать, это не прийти к священнику и поставить галочки на полях: виноват в том-то, в том-то. Каяться это значит: стыдно. «Я не могу объяснить как это, получилось и я так поступил, просто мне стыдно. Я не хочу, чтобы то, что я сделал, меня мучило меня в моей жизни. Я хочу быть счастливым человеком». А счастлив может быть только человек живущий по заповедям. Заповеди — это как дорожные знаки. Когда вы едете по дороге — и видите указатель — туда тупик. Вы можете пренебречь этим и на полной скорости выехать в кювет — и это ваше право, но потом не говорите что вас не предупреждали.
Господи, помоги нам. Господи, как нам это сделать? У нас есть Крест Христов. Он виден отовсюду. Где бы вы не очутились, где бы вы не оказались, даже если там нет ни книг ни икон, ничего, нанесите углем на стене крест — и все станет ясно. Преподобный Силуан Афонский говорил: а вы попробуйте прежде чем закурить — прочитать Отче наш, и если пойдет — грехом не является.
Так и с Крестом , прежде чем сделать что-то плохое, перекреститься, скажите: Господи благослови!, и почувствуйте, как скрежещет ваша душа, что Господь не благословляет.
Поэтому, в неделю Крестопоклонную, когда уже какое-то количество потов с нас уже сошло, а еще многим предстоит сойти, нужно вновь вдохновиться Постом, Крестом, Церковью. Пасха уже впереди, вот как сейчас рассвет который уже пришел, так приходит Пасха, приходит спасение души. Давайте не будем бросать наш труд, но его хотя бы совершим. Закроем злые уста, будем улыбаться друг другу, потому что Господь нас окружает, а в Писании сказано, что когда постишься — не являйся людям яко постящийся.
Но наоборот помажь лицо свое елеем — чтобы не видели что ты постишься. А хотите поститься по настоящему — вставайте в час ночи, молитесь за Украину, за больных, за бездомных, за пьющих — за всех. А когда придет утро — одевайтесь и идите на работу с улыбкой. И не осуждайте тех кто ест гуляш — потому что это их дело, а не ваше. И не смотрите в тарелку чтобы найти там сметану -это не главное, Христос — главное.
Пусть милость Божия через чудотворный Крест и молитвы святых в нем почивающих будет с вами!