Радуйся, Серафиме, Саровский чудотворче!

Серафим Саровский

Сегодня, 1 августа,в день обретения мощей прп. Серафима, Саровского чудотворца, наш храм отметил престольный праздник. Божественную литургию возглавил протоиерей Александр Абрамов. После сугубой ектении отец настоятель вознес молитву о мире на Украине. По окончании литургии был совершен молебен перед чтимым образом с мощами преподобного Серафима и крестный ход вокруг храма.

Радуйся, Серафиме, Саровский чудотворче!

В 1903 году состоялось прославление преподобного Серафима Саровского, через 70 лет после его кончины. 19 июля старого стиля и 1 августа по новому, в день рождения святого, с великим торжеством были открыты его мощи и помещены в приготовленную раку. Долгожданное событие сопровождалось многими чудесными исцелениями больных, в большом количестве прибывших в Саров. Почитаемый очень широко еще при жизни, преподобный Серафим становится одним из самых любимых святых православного русского народа, так же как и Преподобный Сергий Радонежский.

Духовный путь преподобного Серафима отмечен большой скромностью, присущей русским святым. С детства избранный Богом, саровский подвижник без колебаний и сомнений восходит от силы в силу в своем стремлении к духовному совершенству. Восемь лет послушнических трудов и восемь лет храмового служения в сане иеродиакона и иеромонаха, пустынножительство и столпничество, затвор и безмолвие сменяют друг друга и венчаются старчеством. Подвиги, далеко превосходящие естественные человеческие возможности (например, молитва на камне в течение тысячи дней и ночей), гармонично и просто входят в жизнь святого.

Тайна живого молитвенного общения определяет духовное наследие преподобного Серафима, но он оставил Церкви еще одно богатство — краткие, но прекрасные наставления, записанные отчасти им самим, а отчасти слышавшими их. Незадолго до прославления святого была найдена и в 1903 году напечатана «Беседа преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни», состоявшаяся в конце ноября 1831 г., за год с небольшим до его преставления. Беседа эта явилась самым драгоценным вкладом подвижника в сокровищницу русского святоотеческого учения. Кроме учения о сущности христианской жизни, в ней содержится новое изъяснение многих важнейших мест Священного Писания.

«Пост, молитва, бдение и всякие другие дела христианские, — учил Преподобный, — сколько ни хороши сами по себе, однако не в делании лишь только их состоит цель нашей жизни христианской, хотя они и служат средствами для достижения ее. Истинная цель жизни нашей христианской есть стяжание Духа Святаго Божия». Однажды, находясь в Духе Божием, преподобный видел всю Русскую землю, и была она наполнена и как бы покрыта фимиамом молитв верующих, молящихся ко Господу.

В описаниях жизни и подвигов святого Серафима приводится много свидетельств благодатного дара прозрения, которым он пользовался для возбуждения в людях раскаяния во грехах и нравственного исправления.

Являя благодатные дары и силу Божию людям, преподобный Серафим назидал приходивших к нему, как идти узким путем спасения. Он заповедал своим духовным детям послушание и сам до конца жизни был верен ему. Проведя всю жизнь в подвигах, непосильных для обычных людей, он советовал идти святоотеческим «царским путем» и не брать на себя чрезмерно трудных деяний: «выше меры подвигов принимать не должно; а стараться, чтобы друг — плоть наша — был верен и способем к творению добродетелей».

Самым главным подвигом и средством к стяжанию Святого Духа Преподобный считал молитву. «Всякая добродетель, Христа ради делаемая, дает блага Духа Святого, но… молитва более всего приносит Духа Божия, и ее удобнее всего всякому исправлять».

Преподобный Серафим советовал во время Богослужения стоять в храме то с закрытыми глазами, то обращать свой взор на образ или горящую свечу и, высказывая эту мысль, предлагал прекрасное сравнение жизни человеческой с восковой свечой.

Если святому старцу жаловались на невозможность исполнять молитвенное правило, то он советовал молиться постоянно: и во время труда, и шествуя куда-либо, и даже в постели. А если кто располагает временем, говорил Преподобный, пусть присоединяет и другие душеполезные молитвословия и чтения канонов, акафистов, псалмов, Евангелия и Апостола. Советовал святой изучать порядок Богослужения и держать его в памяти.

Преподобный Серафим считал необязательным длинные молитвенные правила и своей Дивеевской общине дал правило легкое. Божия Матерь запретила о. Серафиму обязывать послушниц чтению долгих акафистов, чтобы этим не наложить лишней тяжести на немощных. Но при этом святой строго напоминал, что молитва не должна быть формальной: «Те монахи, кои не соединяют внешнюю молитву со внутренней, не монахи, а черные головешки!» Знаменитым стало Серафимово правило для тех мирян, которые в силу жизненных обстоятельств не могут читать обычные утренние и вечерние молитвы: утром, перед обедом и вечером трижды читать «Отче наш», трижды — «Богородице Дево, радуйся», единожды «Верую»; занимаясь необходимыми делами, с утра до обеда творить молитву Иисусову: «Господи, Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного» или просто «Господи, помилуй», а от обеда до вечера — «Пресвятая Богородице, спаси мя грешного» или «Господи, Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешного».

Преподобный говорил, что, исполняя это правило со смирением, можно достигнуть христианского совершенства и в мирской жизни.

Каждое воскресенье и каждый праздник неопустительно приобщаясь Святых Таин, преподобный Серафим на вопрос, как часто следует приступать к Причащению, ответил: «Чем чаще, тем лучше».

«Нет хуже греха и ничего нет ужаснее и пагубнее духа уныния, — говорил святой Серафим. Он сам светился радостию духовной, и этой тихой, мирной радостью он с избытком наполнял сердца окружавших, приветствуя их словами: «Радость моя! Христос воскресе!» Всякое жизненное бремя становилось легким вблизи подвижника, и множество скорбящих и ищущих Бога людей постоянно толпилось около его келлии и пустыньки, желая приобщиться благодати, изливающейся от угодника Божия. На глазах всех подтверждалась истина, высказанная самим святым в великом ангельском призыве: «Стяжи мир, и вокруг тебя спасутся тысячи». Эта заповедь о стяжании мира возводит к учению о стяжании Святого Духа, но и сама по себе является важнейшей ступенью на пути духовного возрастания. Преподобный Серафим, опытно прошедший всю древнюю православную науку аскетического подвига, провидел, каким будет духовное делание грядущих поколений, и учил искать мир душевный и никого не осуждать: «Kто в мирном устроении ходит, тот как бы лжицею черпает духовные дары». «Для сохранения мира душевного… всячески должно избегать осуждения других… Чтобы избавиться от осуждения, должно внимать себе, ни от кого не принимать посторонних мыслей и быть ко всему мертву».

Преподобный Серафим по праву может быть назван учеником Божией Матери. Пресвятая Богородица трижды исцеляла его от смертельных болезней, многократно являлась ему, наставляла и укрепляла его. Еще в начале своего пути он услышал, как Божия Матерь, указывая на него, лежавшего на одре болезни, сказала апостолу Иоанну Богослову: «Сей от рода нашего».

По выходе из затвора преподобный много сил отдал устроению девичьей монашеской общины в Дивееве и сам говорил, что ни одного указания не давал от себя, делал все по воле Царицы Небесной.

Преподобный Серафим стоит в начале поразительного взлета русской православной духовности. С великой силой звучит его напоминание: «Господь ищет сердца, преисполненного любовью к Богу и ближнему; вот престол, на котором Он любит восседать и являться в полноте Своей пренебесной Славы. „Сыне, даждь Ми сердце твое, — говорит Он, — а все прочее Я Сам приложу тебе“, — ибо в сердце человеческом Царство Божие вмещаться может».

Слово настоятеля

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Я вас поздравляю с нашим престольным днем, с днем памяти преподобного Серафима Саровского.

Священник за каждым богослужением завершает службу словами: «Христос, истинный Бог наш, помилует и спасет нас, яко благой и человеколюбивый». Легко сказать: «Истинный Бог наш». Намного тяжелее почувствовать, что так оно и есть. Когда ты приходишь ко Христу, когда ты бываешь в церкви, когда пытаешься свою жизнь соотнести с теми странными словами, которые звучат в храме, все это противоречит твоему повседневному опыту.

Ты повседневно знаешь совершенно иное. Что схитрить и обмануть — легче и удобней. И никакой сложности не возникнет, никто ничего не заметит, а ты избавишься от большого количества проблем. Что ты можешь с кем-то поругаться, а потом сказать: «Ничего страшного, потому что я же был прав». И все это тебя — чем дальше, тем больше — отделяет от понимания, что Христос — это твой настоящий Бог. Истинный Бог. Сказать: «Христос — истинный Бог наш», — означает, среди прочего, понять, что ты фатально в очень многих и многих вещах заблуждаешься, но ты не погиб. Ты не пропал именно по той причине, что Христос — истинный Бог наш.

Злой бог мстил бы и уничтожал человека. И таковы божества языческого человечества. Вот, смотрите: мы с вами напрокудили, напроказничали, набезобразничали, еще что-то сделали нехорошее. Что делает злой бог языческого пантеона? Наказывает. Соотносит: ты так поступил, а я тебя вот так. Будешь плохо себя вести — боженька отрежет тебе ушко.

А Христос делает иное. Когда мы набедокурим, когда мы набезобразничаем (и нам ведь не всегда бывает стыдно, и за это, за то, что мы не стыдимся, стыдно в особенности), истинный Бог, вместо того чтобы что-то говорить и наказывать, просто на крест идет. Он идет на крест за наши идиотские проделки. За наши безобразия, которые мы себе с легкостью прощаем, думая: «Ну, что же здесь такого». Но надо знать: каждый раз, когда мы что-то не то делаем, мы всякий раз заставляем Его — Он не может по-другому — подняться на крест. В этом Его истинность. Он не других отдает на заклание — Себя. И все то, что мы сделаем, будет причиной Его Голгофы.

Те, кто совсем не знает Бога, убеждены, что Господь наказывает. Правда состоит в том, что Господь наказвает Себя. А мы продолжаем жить своей жизнью. И нам совсем не плохо в этой жизни, ведь мы же нашли какие-то веселые ниши. Но вот мы видим крест. И Христос там за наши веселые ниши находится. За то, что мы считаем проделками, шалостями, незначительными вещами. А расплачиваться приходится Христу разломанными ребрами и вытекающими кровью и водой.

Мы сегодня с вами чествуем преподобного Серафима — того, кто это все понял. Того, кто — мы слышали тропарь преподобному Серафиму, и там об этом говорится, — пламенел любовью к Богу. Вот эта пламенность любви к Богу означает очень простое: преподобный физически страдал от того, что его поступки могли бы привести Господа на Голгофу.

Мы все время слышим о пламенной любви к Богу, но что это такое? Это ведь не значит сказать: «Господи, как я Тебя люблю!» Это мы все можем сказать. Мы можем своим возлюбленным это сказать, мужьям, женам. И за этим не будет стоять никакой глубины отношений.

Преподобный пламенно любил Господа, потому что ему казалось невыносимым кошмаром и ужасом обрекать Его на страдания. Он не мог обречь Господа на страдания. И поэтому он любил Христа пламенно. И он, этот обычный русский человек — не с какими-нибудь специальными духовными генами, обычный, — но человек, который в душе своей подумал: «Господи, что же я сделал? Как же я могу причинить Тебе боль?», — оказался возлюбленным у Христа и Божией Матери. Его пламенность только в том и состоит, что он не мог себе представить, как можно сделать больно Богу. А представить он себе этого не мог, потому что знал: Христос — это истинный Бог. Не мстящий, не мздовоздающий, не злобный.

Вот у меня за спиной, на фронтоне этого придела, написано то, что являлось для преподобного Серафима и для многих-многих угодников Божиих заветом их жизни. Слова Христа: «Я хочу не жертвы, а милости». Не надо пожертвований, не надо чтений, не надо денег, не надо тельцов. Ничего не надо. Надо одно. Не бейте, не оскорбляйте, не унижайте. Попробуйте к Христу отнестись как близкому. «Милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9:13).

С праздником, друзья.