Неделя 12-я по Пятидесятнице

Протоиерей Александр Абрамов

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Апостол сегодня рассказывает о том, как ему является Христос по Своем воскресении с вестью о том, что смерть побеждена. Он рассказывает: сначала Христос явился одиннадцати, затем Кифе — он не называет Петра Петром, потому что Петру еще надлежало вернуться в состояние Петра и стать тем Камнем, на котором будет основана Церковь, — затем явился семидесяти, потом пятистам и еще огромному числу людей. «Наконец Он явился мне самому, — говорит святой апостол Павел, — явился как извергу некоему, потому что я этого явления не заслуживал, ибо гнал Церковь Христову и ненавидел ее, но мне Он явился». Христос явился к апостолу Павлу с тем, чтобы сказать: «Упразднена смерть. Прощен твой грех. Жительствует жизнь».

И такую весть каждый из нас c радостью бы принял. И даже если не прямо от Христа, то от тех, кто Его знает лучше, чем мы сами. Или хотя бы из Писания. Но Христос является и с известиями, которые человека могут поставить в тупик и удручить. Так Он приходит, разговаривая с сегодняшним евангельским юношей. Тот Его спрашивает, что необходимо сделать, чтобы наследовать Царствие Небесное. И Господь перечисляет заповеди. Эти заповеди ясны, и юноша их все сохранил, то есть соблюл. И Христос говорит: «Если ты хочешь быть совершенен, все свое раздай, иди за Мной — и будешь в Царствии Небесном». А юношу это огорчает, поскольку он богат.

И в том, что он богат, ничего плохого нет. Христос не ополчается на состоятельность как таковую. Потому что богатство — это вещь религиозно нейтральная. Она может быть употреблена во зло, а может — в добро. Но ультимативное христианство, конечное христианство говорит: «Ты ни с чем не можешь войти в Царствие Небесное, кроме как с Богом». И отсюда же «блаженни нищие духом, ибо тех есть Царство Небесное». Нищета духа не есть глупость или бессмысленность, ограниченность. Это означает сознательное, ежедневное отшелушивание пустого. Так Бог познается, как говорят святые отцы, «апофатически», то есть через «не» — и мы слышим в молитве «непостижимый, неизведомый, невидимый», но мы знаем, что это качества Бога.

И огорчается юноша, и мы не знаем, что с ним происходит дальше. А Христос говорит ученикам о том, как можно войти в Царствие Божие. Это вопрос каждого из нас: как нам реагировать на такую ситуацию, при которой Бог к нам приходит не с тем, что нам хочется услышать? Когда он к нам приходит с тем, что нам хочется услышать, все ясно. А когда нет? И апостол сегодня говорит об этом со всей определенностью: «Благодатью Божией я тот, кто я есть».

Нельзя прыгнуть дальше своих способностей. Нельзя сделать то, чего ты не умеешь делать. Нельзя, будучи пловцом, участвовать в соревнованиях по боксу, и наоборот. Но можно принять нечто как призыв Божий и попробовать подумать над тем, почему он сейчас к тебе обращен. Почему Христос неожиданно для тебя самого сейчас с этим к тебе обращается? Может, ты что-то важное в самом себе проглядел? Зачем Ему надо, чтобы ты все оставил? Может быть, ты чрезмерно привязан к чему-то? Ведь «там, где сокровище ваше, — там и сердце ваше». И если сокровище ваше во Христе, то вам с Богом все равно будет непросто, потому что Бог максималистичен. Но вы начнете понимать где вы на этой шкале отношений со Христом.

Мы все время кокетничаем с Богом. Вот Господь говорит: «Все раздай», — а мы говорим: «Ну как мы раздадим? Ну, мы можем состояние наше во благо употребить». Это касается не только денег, это касается всего: занятий, увеселений, образа жизни — всего. Мы пытаемся воцерковить свой совершенно нецерковный образ жизни, ссылаясь на то, что так якобы будет лучше для других людей. Честнее значительно сказать: «Господи, я не могу. И не планирую, и не в состоянии сейчас отвечать всему тому, что Ты от меня ждешь. Но я буду стараться соблюсти хотя бы то, что мне доступно сейчас соблюдать, и размышлять над тем, чего Ты ищешь в моей жизни. И буду стараться это исполнять. А сейчас Твоею благодатью, Твоим спасительным промыслом я есть то, что я есть».

Аминь.