Литургия Преждеосвященных Даров

Святитель Григорий Двоеслов

Поздравляю с днем памяти святого благоверного князя Даниила Московского, хозяина Москвы, того человека, к которому мы обращаемся, когда у нас, горожан, возникают те или иные нужды и сложности.

Мы в своем повседневном житейском обиходе очень часто сосредотачиваемся на том, как нам сложно — с близкими, детьми, властями, друзьями, — как многие нас не понимают, как нам далеко не всегда сладко и радостно живется. Великий пост — это повод понять, как Господу с нами тяжело, как Ему с нами сложно, какие мы стропотные, неумные, самодурски настроенные, удаляющиеся, как мы дар принимаем за что-то само собой разумеющееся, как мы способны втоптать в грязь благодеяние и пройти мимо него. Все это надо увидеть в себе.

Когда нет Великого поста, мы приходим причащаться как к колонке с водой — вот вода, стакан подставил, пришел в воскресенье, прочитал двенадцать молитв, причастился. Первая же Преждеосвященная литургия — три дня всего прошло Великого поста — показывает, что Господь не разбрасывает дар. Мы привыкли, что он дается всем притекающим. И это верно. Но дается каждому в своей мере и мере труда тоже. Мы три дня только попостились, сегодня продолжительная служба, больше пяти с половиной часов, и уже тяжеловато. Но, и очень важное в этом состоит, мы хотя бы отчасти более благоговейно подходим к Святым Дарам.

Мы слышали слова Псалтири о подвигах и о низости. Мы видим, как эластична человеческая душа. Как хороший в общем-то человек может с легкостью упасть в глубочайшие глубины падения, и как плохой в общем-то человек в состоянии подняться. Сегодняшнее причащение Святых Христовых Таин мы у Бога получили пусть через небольшой, только начинающийся, но наш труд. Не просто в расчете на то, что Он все равно нас простит, потому что такой расчет очень развращающий. Ну раз все равно простит, то мы и дальше пойдем, ведь все равно простит. И ничего делать не будем, ведь все равно простит. Но Великий пост — это повод задуматься, а как быть, если мы Его так обидим, что не захочет простить? Он ведь не обязан. А если Он сочтет, что мы ворвались в Его дом, дом, где царит красота и радость, и любовь, и гармония, разрушая все кругом, внося хаос, пачкая?

Бог — не Бог стерильных людей, не Бог дистиллированной воды. Чистота Божия ничего общего не имеет с бесполостью и бесплотностью. Бог жив, но в Его любви к человеку содержится несомненное стремление к тому, чтобы человек отдавал себе отчет в том, что он делает. На молитве первого часа священник, стоя перед затворенными царскими вратами, как перед закрытыми дверями рая, взывает от имени общины к Богу: «Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое», — что значит: «Ты сам, Господи, скажи мне, как помолиться, ты знаешь, кто я такой».

Причастием в Великий пост за богослужениями, очень значительно отличающимися от привычных, мы ведем с Богом несколько иной разговор, чем обычно. Мы исходим из предпосылки, что милость Божия у нас может быть отъята. И, страшась этого, мы сражаемся по большому счету не с демонами своими — это само собой разумеющееся — мы сражаемся за то, чтобы Бог нас не бросил. Мы, как можем, держимся за край ризы Спасителя, а Он отходит.

Великим постом всегда Бог отходит, давая человеку увидеть глубину падения, а мы Его удерживаем за край ризы: «Не уходи, Господи». Великий пост — это наше детское обращение к любимому: «Ну, куда Ты пошел. С нами будь». Мы сегодня за покаянным каноном, как и в предыдущие два дня, услышим слова: «Господи сил, с нами буди, иного бо разве Тебе помощника в скорбех не имамы». Это звучит торжественно и величественно, но за этим скрывается детское: «Не ходи, не оставляй». И Церковь на этом не останавливается, Она сегодня в песнопениях нам говорит: «Мы постом вещественные страсти поработим».

Нам очень привычно, что нас порабощают страсти. Мы живем в пространстве понимания того, что мы очень удобопреклонны ко греху, что вот здесь мы можем проколоться, там упасть, а Церковь мало того, что говорит: «Будем бороться со страстями», — говорит: «Оставим, их, поработим страсти, заставим их трудиться ради Христа». Что значит «поработим»? Обуздаем, посадим в полагающуюся клетку, наденем намордник, не дадим собой владеть. Все это богословие, все это понимание церковное сосредотачивается в службах первой и последующих недель Великого поста.

Я рад, что немало наших прихожан, членов нашей общины сегодня причастились Святых Христовых Таин. Это очень, очень важно. Мы с вами только в начале пути. Понимаю, что трудно, очень много непонятного. Готовиться надо немножко к службе — может быть, прочитать заранее те чтения, которые будут. Взять с собой планшет или книгу. Следить за Псалтирью, тогда это будет более содержательно.

Мы, коль скоро не были отринуты сегодня Святых Таин и причастились, получили зримый знак благословения Божия. Идем дальше. В смелости, уверенности и надежде на спасение Христово. Жду вас вечером сегодня. С принятием Святых Таин. Слава Тебе, Боже!