Дорогие друзья, вот расшифровка проповеди о. Александра после Литургии Преждеосвященных Даров и освящения колива в минувшую пятницу. И еще несколько фотографий.
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Я поздравляю вас с окончанием, по большому счету, первой седмицы Великого поста. Завтра мы совершим первую полную Литургию этих постных дней, в воскресенье будем встречать Торжество православия.
Первая седмица — это самый трудный участок Великого поста. Помните надписи в блокадном Ленинграде: «Граждане при обстреле эта сторона улицы наиболее опасна?» Так вот, первая и Страстная седмицы поста — наиболее опасны. Это время греховных нападствий.
И я очень рад тому, что все эти дни, когда мы читали Великий покаянный канон, и сегодня, в день принятия Святых Христовых Таин, храм полон, много причастников. Это очень важно.
Совершенно особое, конечно, чувство, когда причащаешься вечером, когда день с его заботами и суетой отчеркнут. Способность отчеркнуть себя от повседневности, отделить злобу дня от того, что ее выше, — это большое христианское искусство. Это совершенно не значит, что в сердцевине злобы дня не может находиться христианского зерна, но это дальше, позже. Когда мы уже станем более совершенными. Сейчас же самое существенное — суметь хотя бы на час-другой оставить за дверью каждодневные заботы и сосредоточиться на Спасителе.
Если мы сможем так сделать, то постепенно нам будет открываться очень странная, но непреложная истина о Церкви. А именно: спасение каждого из нас возможно только вместе, только в Церкви, только коллективным усилием святых угодников Божиих, нас самих, наших ближних и дальних, но решающие эпизоды своей духовной жизни человек проходит один. В эти моменты он обнажен дружб, привязанностей, семейных отношений. Чтобы влиться в общую молитву Церкви он должен совершить самое главное свое усилие. И это — усилие одиночества человека перед Богом.
Когда ты ко Христу обращаешься, ты можешь молиться очень о многих, и это правильно. Но однажды, на важнейшем своем рубеже, ты остаешься один перед Спасителем — одинокий не одиночеством оставленности или предательства (хотя, конечно, нас могут и оставить, и предать). Одинокий одиночеством сборов в дорогу.
Все мы, когда-либо собиравшиеся уезжать куда бы то ни было, знаем, что всегда среди сборов наступает минута, когда картина окружающей действительности тебя оставляет. Ты не замечаешь того, что происходит вокруг, ты напряженно думаешь внутри себя: вот это я взял, это еще нужно уложить, а вот это мне не понадобится.
Одиночество человека, страдающего от своего греха и ищущего соединиться с Церковью, — это одиночество сбора багажа в дальнюю дорогу. Но когда ты выйдешь на эту дорогу — если ты не заблудишься, не забудешь, в какую сторону тебе нужно двигаться, если сам не станешь частью обмана оставления кого-то, — то ты придешь туда, где все собираются. И все будут точно такие же, как ты, растерянные. Будут смущаться, бояться и не знать, куда точно мы держим путь.
И тогда мы, собравшиеся, посмотрим друг на друга и улыбнемся. Потому что мы уж точно бы разбежались, если бы не пришел в этот момент Христос и не сказал: «Не бойтесь, мы все вместе. И путь вы знаете, и Меня знаете. Как вы Мне говорите — покажи Отца? Тот, кто видел Меня, видел Отца». И страхи наши, и одиночество наше, которое непременно надо пережить, покажутся ночным кошмаром, потому что мы вместе, со Христом, друг с другом, с Церковью Христовой.
Христианам нужно было испытать ужас преследований, надменности язычников для того, чтобы им пришло простое утешение в виде освященного колива, в воспоминание о чем мы сегодня будем раздавать наше, уже новохристианское, освященное коливо. Великий пост, завершая ход своей первой недели, нам говорит: «Ночь прошла, а день приблизился».
Аминь.