Проповедь прот. Александра Абрамова в Неделю 9-ю по Пятидесятнице

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Сегодня Церковь предлагает Евангельское чтение апостола и евангелиста Матфея о хождении по водам.

Увидев Христа, идущего по Тивериадскому озеру, как по суше, Петр пожелал таких же дарований и незамедлительно их получил, но, испугавшись, начал тонуть. Христу приходится вытаскивать его. Церковнославянский текст употребляет глагол «взять», очень активный. Проще говоря — Христос за волосы вытащил Петра, и когда все они, и Спаситель, и Петр, и другие ученики, оказались в лодке, прекратилась буря.

Для нас сегодня очень примечательным является отрывок текста, предшествующий хождению Петра — такому сначала очень успешному, а затем бесславному — по воде. Когда ученики увидели Христа, идущего от берега к кораблю, они Его испугались: не призрак ли. И вот это «не призрак ли» определяет отношение современных христиан к Спасителю в каждодневной жизни.

Мы словно радиоприемник устанавливаем в комнате так, чтобы он ловил минимальное число передач. Мы устанавливаем его еще, ко всему, в экранированной комнате, куда волны не достигают; в подвале. И удивляемся, в силу каких причин у нас не устанавливается общения с Богом. Да что там общение! Прямых слов Христа мы не слышим. Или нам это удается значительно реже, чем, как мы утверждаем, нам хотелось бы. Человек сознательно выключает самый мощный сигнал и настраивается на шипящие и несущие всякую глупость волны.

Сейчас ли время заняться Христом? Нет, сейчас не время. Сейчас другая программа работает. Программа «карьера», программа «деньги», «друзья», «другие попечения». И так всегда до той поры, когда что-либо не случается. К сожалению, плохого. Вот тогда в нас включается умильность: надо пойти помолиться, надо свечу поставить. Но в этой умильности мы не преодолеваем совершенно инструментального, античного отношения к Богу: я сейчас что-то сделаю, но ты уж, Господи, будь любезен. И мы тут же найдем миллион цитат, что Господь и намерение целует, и слезы часть некую видит.

Это действительно так: и намерение целует, и слезы часть некую видит. Но какой слезы? Слезы самоумиления? Слезы восхищения собственной духовностью? Слезы неимоверного почтения к собственным дарованиям?

Христос Петра в сегодняшнем Евангельском эпизоде отчитывает. Педагогика Спасителя нам совершенно не ясна. Мог бы и похвалить, сказать: «Молодец, ты сделал первый шаг, он всегда самый тяжелый». А Он говорит: «Маловер, зачем ты усомнился?» Потому что нельзя все время сосредотачиваться на своем — действительно, сложном — первом шаге. Надо дальше идти, а не останавливаться с занесенной ногой, словно позируя на камеру.

И вот проверка твоего христианского чувства: ты не знаешь, что ждет тебя на пути; не знаешь, на что ступит твоя нога. Может быть, там провал, или вода, как у апостола Петра. Или же там совершенно твердая почва. Суть в том, что ты не должен этого знать. Господь и из камней, как говорит нам Писание, способен Аврааму воздвигнуть детей. А народная мудрость к этому прибавляет: «Знали бы, где упадем, подстелили б соломки».

Мы всегда пытаемся интеллектуальными приемами и своим жизненным опытом (а он все равно конечный) предсказать развитие событий, в том числе в такой области, как духовная жизнь. И это не работает. Мы проецируем свой опыт, свое знание плохого в человеке на обстоятельства своей жизни. Примерно так же поступает дьявол. Потому что он тоже проецирует свое — значительно большее, чем у нас, — знание о человеке на людские отношения. Но только он не знает того, что знает Христос: что человек способен к перемене. Что чудо — это не случайность и даже не редкое явление. Эти вспышки и сполохи, как северное сияние, разлиты в нашей жизни. Надо только чуть-чуть уметь сфокусировать зрение. Надо не бояться ступить. И если ты упадешь, то это будет не похоже на то падение, к которому дьявол Христа пытался соблазнить, говоря: прыгни с кровли Иерусалимского храма, и с Тобой ничего не случится, ведь Писание говорит об этом. А Спаситель ответил: «Не искушай Господа своего».

Так вот, наш шаг, христианский шаг в жизни, должен быть шагом решительным и не должен быть шагом глупым. А глупостью здесь и будет применение нашего повседневного, очень ограниченного, опыта. Мы не должны бросаться в колодец — к этому не зовет Христос. Мы не должны спасать человечество — над этим иронизирует Христос. Мы не должны совершать подвиг ради подвига. Но когда мы занесем ногу для хождения по водам, нам надо попробовать не испугаться.

Наша вода — не в Тивериадском озере. Она посреди города, в пучине, порой очень опасной, наших отношений с другими людьми. И там нас подстерегает немало опасностей. Укус человека относится, как известно, к числу самых ядовитых. И если не физически, то морально нас немалое число людей кусает. Но постоянная защита, блоки, которые мы непрерывно ставим против людей, были бы вполне оправданы, если бы у нас не было Спасителя. Если бы мы знали, что мы одни, если бы думали, что мы брошены. А мы не брошены.

Псалмопевец говорит: «Жезл Твой и палица Твоя — те меня утешили. И если пойду посреди сени смертней — и там Ты еси». Это слова совершенно спокойной, мирной убежденности, что не бросит тебя Христос везде и всегда, пока ты остаешься Его.

Аминь.