Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.
С воскресным днем вас, друзья! Тех из вас, кто принимал Святые Тайны, исповедовался сегодня, — с Причастием и очищением совести.
Беседа юноши со Спасителем, — сегодняшнее евангельское повествование. «Что мне нужно, чтобы наследовать Небесное Царство и быть спасенным?» — говорит юноша. И Христос перечисляет заповеди, которые хорошо этому молодому человеку, как и каждому или почти каждому из нас известны: не убей, не прелюбодействуй, не укради. И добавляет: полюби ближнего своего, как самого себя. Юноша дает неожиданный ответ. Мы привыкли слышать, что «полюби ближнего» — это заповедь труднейшая, что мало кто на земном пути ее исполняет или хотя бы даже приближается к ней. А юноша говорит: «Все это я сызмальства делаю». Причем он не лжет. Он, по-видимому, духовно талантливый человек. Он разглядел среди множества лжемессий, разного рода проповедников, которые ходили вдоль и поперек по Иудее, Подлинного Учителя и Его спрашивает. Это уже много о нем говорит очень хорошо. И он понимает значение этой заповеди и говорит: все это я делаю.
Тогда Христос касается того главного, что юноша хотел бы вынести из области своих взаимоотношений с Богом: продай имение и иди за Мной. И юноша восскорбел, опечалился, потому что много чего у него было терять. И Христос говорит: если вы хотите быть совершенными, то идите вслед Мне.
И вот здесь нам надо остановиться и разобраться, потому что на протяжении своей церковной жизни мы не раз и не два, увы, и даже не сто, совершаем подмену, ошибку. В Церковь мы пришли сами. Нас не тащили на аркане. Нас никто не заставлял. Все здесь может происходить только на основе добровольности. Для чего мы пришли? Мы отвечаем Богу: мы пришли, ища спасения. Спасение — это не та вещь, которая продается в магазине. Спасение — это не фастфуд. Не предмет первой необходимости. Его нет в автомобильной аптечке. Тебе нужно как-то вырасти над своими каждодневными нуждами, для того чтобы прийти в Церковь. Тебе нужно понять, и не понять даже — почуять, что существует нечто, чего нет в зоне прямого доступа. Таким образом, мы приходим в Церковь, как спортсмены приходят в спорт высших достижений. Высших достижений, а не в массовую физкультуру! Церковь — это не оздоровление организма, это не побегать в саду три кружочка для румянца и укрепления мышц. Итогом пути является тут пьедестал почета, Царствие Небесное. И никак не менее, никак не иначе. И Церковь говорит нам: вы пришли в очень серьезное дело, и вы должны к нему относиться тоже очень серьезно. Зарядкой не обойдется.
Мы очень любим — во всяком случае, наедине с самими собой — о себе думать как о людях, условно, а то и безусловно, очень хороших. На чем строится это наше представление? На том, что мы в основном не делаем ничего чудовищного, на том, что, в целом, мы кому-то в состоянии помочь, на том, что мы неплохие профессионалы и стараемся воспитать своих детей. Но штука в том, что разговор в этой точке не завершается, а только начинается. А что, язычников и безбожников нет добрых? Или хороших профессионалов нет? А язычников и безбожников, прекрасно воспитывающих своих детей, что, не существует? Так в чем тогда наше отличие?
Я читал не так давно — вернее, перечитывал — мемуары замечательного советского кардиохирурга Николая Амосова, который умер в очень глубокой старости. Он спас сотни, если не тысячи жизней, придумал какие-то удивительные технологии клапанов каких-то там невероятных, что-то там еще. Так вот, я читал его мемуары и поражался, какой он, при всей этой фантастической одаренности, духовно глупый человек. Он пишет: «Не нужен нам никакой Бог, не нужна нам идея, это лишь химические реакции». Другой ему вторит академик (они там переписываются): «Да, говорит, любовь это всего лишь обмен ферментами».
Очень часто так бывает, что умный и талантливый человек совершенно не умен и не талантлив в духовной жизни. И Церковь нас зовет для того, чтобы мы в духовной жизни стали умными и талантливыми. Если спорт тренирует руки, ноги, волю, если занятия наукой и творчеством тренируют каким-то образом сердце и ум, то Церковь всем человеком занимается без изъятия. Ты это делаешь, и вот это, и еще что-то, а должен делать также и вот то — «быстрее, выше, сильнее». Но это требование Божие — не нагрузка дополнительная, не попытка на нас, нагнувших шею, еще одно ярмо повесить. Спаситель говорит: «Иго Мое благо, и бремя Мое легко». Это желание показать кратчайший и самый ясный путь к тому, ради чего мы пришли в Церковь.
Говоря: «Надо сделать это и это», — Христос не дает приказа. Он напоминает о том, для чего мы здесь. И большую часть пути уже взял на Себя Христос. Главнейшее Он уже сделал, распявшись и воскреснув. И Он нас призывает быть собранными. Когда мы отдыхаем, радуемся и веселимся, когда мы в какой-то дружеской пирушке находимся — ничего в этом дурного нет. Но в сердцевине мы должны быть всегда собраны. Если сердце собрано, враг не сможет к нам подступиться и напакостить. Спишь ли ты — спишь со Христом, сидишь ли в застолье — сидишь со Христом; занимаешься ли ты наукой, творчеством, какой-либо профессиональной деятельностью, спортом — ты со Христом. Попал ты в трудные обстоятельства — ты в них не один, Христос с тобой. И Он с тобой вместе страдает и ищет путь.
Вот об этом я предлагаю вам поразмыслить над строками сегодняшнего евангельского чтения.
С праздником, друзья!