Поздравляю вас с началом третьей недели Великого поста.
Наверное, отсюда начнет очень ускоряться время поста. И то, что сначала казалось развертывающимся очень длительно, и, может, даже утомительно, мы сейчас начнем чувствовать иначе. Мы будем чувствовать, как мало остается времени Великого поста, как вроде бы опять, как обычно, все осталось в виде задумки, в виде плана, и не сбывается. И это не совсем так.
На самом деле совсем не так! Потому что Великий пост в отличие от прочих наших разговоров с самим собой и с Богом — это разговор о самом главном. А значит, он дается очень тяжело: и через немощи, и через болезнь, и через усталость и усилия. И один из главнейших аспектов этого разговора — это разговор о том, что мы понимаем о своей молитве. Наполнены ли мы молитвой или пусты?
Покойный владыка Питирим говорил, что Великий пост позволяет нам вскрыть истоки нашей нравственности. То есть разобраться с тем главным, что внутри нас течет. Какие токи сквозь нас проходят? Найти тот главнейший ток, который со Христом нас соединяет.
В светильничных молитвах, которые за утреней — значит, и сегодня во время всенощного бдения — читает священник, есть такая очень горькая констатация, которая от имени каждого из нас говорится, и от имени священника, и от имени общины, молитвенного собрания: Господи, мы не знаем, как помолиться, если бы Ты Своим Духом нас не наставил. Но ведь наставление это происходит! Хотя бы крупицы молитвенного опыта Церкви мы оказываемся в состоянии взять.
И вот здесь, если не зазнаться, и в тишине эти крупицы складывать в какой-то мешочек в глубине сердца, можно очень и очень многое взять, напитываясь в первую очередь словами Священного Писания — и Ветхого Завета, которые во множестве читаются за великопостными богослужениями, и Нового Завета. Не скользить по тексту глазами, не торопиться. Потому что Великий пост — это как раз то время, когда совсем не надо торопиться, когда все полезно. И побывать на службе, и, например, по болезни пропустив ее, понять, чего ты лишаешься, поняв, какую утрату ты несешь. И затем вновь обратиться, окунуться в богослужение. Вот то, чего мы лишены в течение обычного года – погружения в службу, погружения в Божью реку.
Но и физическая сторона поста чудо как хороша для нынешнего времени. Заканчивается зима, и очень правильно кость свою нам угомонить. Преломить не физически, но умять свое физическое естество. Потому что, когда тело очень бодро и крепко, оно упруго противится тому, что ты его ведешь не туда, куда тело не знает, в мир духа, туда, где у него нет опыта. Тут оно окажется более послушным.
Сейчас, спустя две недели с начала Великого поста, нужно снова собраться, потому что мы не должны пропустить момент, когда все начнет убыстряться. К Страстям Господним, к Воскресению нам надо поспеть. Нам надо все успеть, что мы собирались сделать этим Великим постом.
Пусть милость Божия с вами пребудет.