Я, естественно, не могу комментировать интервью собрата, но относительно диалога Церкви и общества, Церкви и науки, Церкви и культуры отмечу, что является странной сама постановка вопроса: она подразумевает, будто Церковь — это не часть общества и существует отдельно от науки или культуры. В основе этого лежит ошибочное заблуждение, что можно выстроить, например, православную историю, которая будет точнее разъяснять события, чем история светская. Я убежден, это не так.
Есть культура и ее отсутствие, есть профессионализм и попытка замаскировать отсутствие компетентности ссылками на то или иное миросозерцание, этим обычно пользуются, слабые и несостоявшиеся профессионально, а попросту говоря, некомпетентные и глупые люди. Дело не в том, нуждается Церковь в диалоге или нет, а в том, что Церковь уже является частью культуры и уже инкорпорирована в мир науки через систему основных своих догматических постулатов и мировоззрений.
Вопрос о том, как Церковь разговаривает — это вопрос о том, как церковные люди или Церковь в целом беседует с людьми науки и людьми, принадлежащими к миру искусства, например. Я оставлю в стороне очевидный вопрос, что многие ученые, люди из мира культуры являются верующими — это само собой разумеется, и тогда никакого диалога не нужно. Другое дело, что часто некоторые миссионеры в своем отрицании достижений науки, в опрокидывании культурных достижений доходят до противопоставления Церкви и современности. И тогда люди, обладающие высоким образовательным цензом, компетентные и знающие, начинают смущаться, иногда они начинают думать, что, общаясь с Церковью, они общаются с маргинальной средой — это очень опасно. Ибо маргиналы, прикидывающиеся Церковью, от имени Церкви говорить не вправе.
Церковь — это отец Павел Флоренский, отец Сергий Булгаков, это десятки и сотни тысяч людей науки, которые были казнены в годы репрессий, кто занимался в лагерях историей Византии, кто закладывал основы отечественной историографии. Вот кто такие люди церкви. А когда говорят, что нам не надо ваших достижений, у нас есть своя православная история и наука — это неправда. И вот умерить пыл излишнеречивых людей, которые сами, не обладая хорошим образованием, пытаются учить других, нам несомненно нужно. И как это делать, об этом нужно подумать, в том числе и тем, в чьи должностные обязанности входит взаимодействие с разного рода общественными и религиозными объединениями.
Протоиерей Александр Абрамов для REGIONS.RU