Церковь всем строем богослужения обозначает завершение… Поются песнопения, которые обычно используются для богослужения воскресного дня, поется «Воскресение Христово видевше…» — провозглашается святость Бога. Впервые за все время Великого Поста ризы меняются на те, с которых будет начинаться служба Пасхального богослужения. Упоминается Лазарь четырехдневный и упоминается не как тот, кого исцелил Христос, а как епископ, то есть тот, кто стал одним из апостолов и впоследствии Церкви послужил.
Даже факт его исцеления и воскресения Церковью за службой не упоминается, но Церковь нас как бы вперед проводит. Облачением и песнопением — вперед в сторону Пасхи. Поминовением Лазаря как епископа — вперед в сторону дальнейшего разворачивания событий. Вперед в сторону торжества Бога. Послабление дается на еду. Дается глоток передышки перед самой тяжелой и тяжкой неделей страстей Христовых. Мы сегодня не говорим о том, что произошло с Лазарем. В первую очередь говорится об общем воскресении, о победе над смертью. «Ты воскресил Лазаря до Своих страданий, уверяя нас, что все воскреснут к жизни». И мы знаем о грядущей Твоей победе. «Тебе поем, Победителю смерти».
Скажите, какая другая вера раскрывает главнейший секрет своего создателя за неделю до всех событий, а на самом деле не скрывает его в течение всего года? И та тайна, на которую покушаются и те, кто распинает Христа и ищет мудрований. Какая вера скажет правду о своем создателе так прямо и так открыто, и абсолютно не взирая на то бремя, которое мы берем, как вера Христова и истинная?
Иными словами — как вера подлинная и не боящаяся, что ее укорят во всяких логических несоответствиях и фактических неточностях; та, которая готова на всякое искреннее вопрошание, чтобы дать искренний ответ; та, которая о воскресении к жизни рассказывает за 50 дней до воскресения и каждый воскресный день недели; та, которая специально ставит особую субботу как Лазареву, накануне страшной недели, чтобы сказать всем, всерьез относящимся к происходящему: «Не бойтесь, не разбегайтесь, не прячьтесь по домам, потому что вместе со страстью идет победа, вместе со страданием идет воскресение, потому, что то, что нам сказано сегодня и завтра, с огромной силой и правдой будет явлено на Пасху — „Тот, Кто был искушен, смог и искушаемого простить“». Нет ничего скрытого во Христе, так как то, что было сказано с двумя учениками, стало известно всему миру, потому что невозможно никакими словами усилить неправду.
Можно сделать неправду временно довлеющей и принятой, навязанной. Но верить в неправду люди, располагающие душой, не могут; поэтому мы все чувствуем приближение Пасхи, мы все чувствуем правду. Может, поэтому, какие бы Пасхи у нас ни были (зимние, весенние, поздние, ранние), на Лазареву субботу всегда есть солнце, всегда мы чувствуем томление природы, которая нам хочет показать приближение света.