Крестопоклонная Неделя и Благовещение

Крестопоклонная ночная служба (2013)

Дорогие братья и сестры!

Вот мы с вами и встретили вместе Крестопоклонное воскресенье и Благовещение! Господь дал нам сил совершить всенощное бдение полного чина, соединенное с Литургией.

Всенощная полного чина включит в себя те элементы богослужения, которые сейчас крайне редко используются: чтение поучений Святых Отцов (Иоанна Златоуста, Федора Студита и других), а также Апокалипсиса, который за исключением особых случаев не включается в состав службы.

В древности богослужение строилось таким образом, чтобы чередовать чтение и пение, стояние и сидение, пост и трапезу. Это позволяло сохранять духовную и физическую бодрость и давало возможность со вниманием относиться к происходящему в душе и в мире. Полагающаяся по уставу Церкви совместная трапеза, являющаяся частью службы, подкрепит силы всех присутствующих.

Богослужение прошло под сенью Чудотворного Кийского Креста Патриарха Никона — одной из самых значительных святынь христианского мира. Крест включает в себя более 300 частиц мощей различных угодников Божиих и святынь Палестины, в том числе, например, камень от пещеры, где Иисус Христос постился 40 дней.

«Совершая службу полного чина под сенью великой святыни — Кийского Креста — мы хотим сказать как самим себе, так и тем, кто в этот особенный день придет помолиться вместе с нами, что к религиозной жизни, так же как и к профессиональной, и личной, нужно относиться серьезно. Мы вечно торопимся, и Церковь, из снисхождения к нам, уже редко проводит столь продолжительные службы. Но хотя бы один раз в году, в Великий пост, хочется помолиться так, как было принято в Церкви издревле, в созерцании и сосредоточенности», — сказал перед службой настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках протоиерей Александр Абрамов.

Наверное для многих было неожиданностью, как в нашем маленьком храме, который рассчитан не более, чем на 300 прихожан, собрались на службу, пожалуй, более полутысячи человек.

Видимо, попытка вернуть в современную жизнь практику наших далеких предков, которые действительно служили всенощную всю ночь и, как сказал отец Александр, встречали рассвет со словами священника «Слава Тебе, показавшему нас свет!», — отозвалась в сердцах верующих.

Крестопоклонная ночь совпала по времени с Благовещением. Центром Благовещенских празднеств в дореволюционной Москве была Трубная площадь, находящаяся в двух шагах от храма Преподобного Сергия. Возрождая старую традицию, участники события на рассвете 7 апреля выпустили в московское небо птиц.

Для тех, кто не услышал слова проповеди нашего настоятеля на Трубной площади или опоздал на его слово перед началом службы, продолжаем практику публикации «отчета» этого праздничного дня в словах протоиерея Александра Абрамова.

6 апреля, 8 вечера, Храм Сергия Радонежского в Крапивниках.

«Мы будем завершать Крестопоклонную неделю там, где и надлежит, — у самого Древа Страдания Христова, у Кийского Креста. В нашей современной жизни все мы часто и во многом симулируем. Мы изображаем любовь, мы играем в дружбу, мы очень часто симулируем профессионализм. Это, естественно, касается и нашей молитвы.

Мы, по большому счету, и это огромная наша проблема, в молитве не нуждаемся, мы не испытываем в ней потребность чаще всего. Мы иногда помолимся, а иногда не помолимся; иногда вспомним Бога, а иногда и не вспомним. Но ведь у нас совершенно иначе обстоит дело с дыханием — мы же не можем «забыть» дышать или «забыть» есть.

Сейчас мы будем совершать эту службу для того, чтобы вместе со святыми отцами, чьи поучения будут звучать за богослужением, вместе со всей Церковью, попробовать вспомнить что такое молитва. Та служба, которая сейчас будет совершаться, продолжительна — такие службы в Церкви совершались ранее под каждый воскресный день.

Это не потому, что люди, которые наполняли храмы раньше, были какими-то молитвенными «чудо-богатырями», а потому, что люди тогда испытывали в молитве потребность, и тогда молитва действительно изменяла их жизнь. Мы очень часто сетуем на Бога, что Он нашу жизнь не меняет и не исправляет. А как Он ее может изменить, если мы к Нему и не обращается?

Мы часто всерьез, очень даже всерьез относимся к своим кратчайшим прошениям и обижаемся на Бога, что Он их не слышит. Такое богослужение, которое мы попробуем все вместе совершить — это наша попытка обратиться к Богу более серьезно, чем мы делаем это обычно. Сейчас не будет никакой торопливости и никаких изъятий из текстов богослужения.

Мы пригласили всех для того, чтобы хотя бы на краткий момент ощутить, что в храме Христовом мы дома. Дома бывает тесно, дома бывает немного еды, дома бывает шумно, но это дом, и ты дом никогда не спутаешь с чем-то еще. Эта служба — наше возвращение домой, туда, где Христос, где святые отцы, где вся Церковь.

Поэтому давайте не будем настраивать себя на то, что нам эту службу надо «отстоять». Служба — это не бег с препятствиями и ее не надо отстаивать, нам надо всем с вами попробовать по-Божьему помолиться, обратиться ко Кресту. Тогда для нас это не будет тяжелым испытанием, а будет попыткой вслушаться в ритм биения сердца Церкви. Это будет попытка услышать через многие-многие века, что и поныне хотят нам сказать святые отцы.

Пусть сегодня, когда мы будем молиться, мы будем с любимым, будем со Христом; не потому, что нас привлекает какая-то экзотичность службы, а потому, что мы cвоим участием в общей молитве говорим: «Я тоже хочу перемены в душе, я бы тоже хотел, чтобы измучившая меня кособокость и кривизна моих жизненных путей распрямилась и обратилась бы в дорогу к Тебе, Господи».

7 апреля, 6 утра, Трубная площадь Москвы.

«Сегодня мы увидели, насколько с трудом дается человеку молитва. Как говорит нам в Священное Писание, «те, кто в Царствии Божием нуждается, восхищают его», т.е. «берут» его.

Для того, чтобы всерьез исповедоваться и причащаться нужно силы и время приложить, а иногда и много времени. Мы с вами молились ночью потому еще, что ночью Христос был предан и ночью отдал Себя людям в Евхаристии. Священник читает в молитве анафоры: «В ночь, в которую Ты отдал Себя, Ты благословил хлеб и сказал: „Cие есть Тело Мое, которое преломляется за вас во исцеление грехов“.

Эта служба была еще и попыткой хоть чуть-чуть постоять ради Бога. Мы с вами, как правило, очень разные и очень докучливые друг другу, — сложные мы люди. Но отчасти и поэтому в древней Церкви было принято такое продолжительное богослужение. Ведь когда мы с вами докучаем друг другу, мы просто берем и разбегаемся через 2–3 часа после службы. А когда молитва происходит в храме, где молятся много людей и молятся в долгих службах, волей-неволей надо мириться, прощать, находить общий язык.

Мы отпустили птиц на волю, как просится на волю и наша душа. Птицы, когда мы их выпустили на волю, полетели домой, вот так же и мы должны на волю лететь к Богу».