Служба перед Крестом Господним

Кийский Крест

Дорогие братья и сестры! Дабы всем нам укрепляться и не унывать, когда чувствуем, что сложно нам поститься, снова публикуем проповедь нашего отца-настоятеля. Пусть это нас поддерживает и напоминает о главном.

«Церковь, начиная со второй недели Великого Поста, будет нам приводить свидетельства четырех евангелистов, повествующих о самой страшной, самой позорной и самой славной странице в истории человечества.

Сегодня мы помолились у подножия Кийского Креста. Я служу у этого Креста без малого три года и очень к нему привык, и знаю про помощь, которую Крест дарует людям; сегодня, когда мы пришли с отцом Павлом совершать службу, меня поразило чувство того, что Крест на глазах стал больше. Те, кто здесь ранее бывал, может разделят со мной это чувство… Возможно, это дано Господом для того, чтобы мы понимали, что это Крест нас «вытаскивает» и «идет вверх», чтобы из древа преступления и казни стать символом воскресения. И нас, закрывающих у подножия лицо свое от стыда за наши безобразия и хулиганства, привести к этому Воскресению, чтобы сейчас мы подползли и сказали «Господи, возьми нас туда, где Ты. Мы не хотим иного места. Ты проведешь нас по местам, где Твои страдания, туда, где все от Тебя отказались».

Мы только сегодня начали читать Евангелие и уже увидели, сколько в 3-4 страницах горечи и боли, сколько предательства. «И все ушли, ближайшие оставил». Измывается Иуда, который прекрасно понимает, что Христос знает, кто Его предаст.

И трижды молчит Христос. И трижды отвечает одним и тем же словом. Отвечает Иуде, который спрашивает, «Не я ли Тебя предам?». Отвечает Каиафе (первосвященнику) на вопрос «Ты ли Сын Живого Бога?». И ответит на вопрос Пилата. Отвечает всего двумя словами — «Ты говоришь», что, переводя на наш современный язык, означает «Сами все видите».

Оставлено время говорить, оставлено время отвечать, отложены притчи, — нет их больше. Остается Христос в пустоте. Также и для нас: отложено время повествований о вере, отложено время просто «хождения в храм», отложено время «полу-исповеди» и «полугреха», — надо делать, надо исправляться. Надо не «полуисповедоваться», а раскаиваться; надо не «вычитывать правила», а молиться, надо не «подходить к Чаше», а причащаться. Надо не просто стоять у Креста, а сострадать со Христом. Надо взяться за этот Крест и Бога попросить, чтобы Он нас провел к Своей Пасхе.

Вся Пасха — это все великое погружение человека в Таинство Христа. Поэтому когда мы начинаем рассказывать друг другу, что у нас тягот становится больше, что здоровье становится слабее, — это значит, что мы совсем не поняли что такое Пост. Потому что Христос нас не зовет на прогулку, во время которой гид будет нам рассказывать о Его страданиях, а мы будем смотреть в окно и наслаждаться прекрасным пейзажем. Христос нас зовет расспяться вместе с Ним, но не как злому разбойнику, находящемуся рядом, а как разумному разбойнику, который попросил Христа о помиловании его в Царствие Божием. Поэтому, конечно же, скорби и тяготы будут, но мы их все можем объединить словом «искушение». А теперь давайте сравним эти «искушения» наши и то, что прошел Христос.

Давайте попросим, чтобы за этот Пост мы уразумели, что такое настоящий Пост, приятный Христу, чтобы в этом ужасе мы могли разглядеть Пасху, потому что придет время и Крест будет пуст и скажет Христос «не там ищете».»