Неделя 6-я по Пасхе. Исцеление слепорожденного

Исцеление слепорожденного.

Многие убеждают себя, что они счастливы. Чтобы быть счастливым, все же надо быть верующим, то есть человеком с наличием «органа, отвечающего за исправление», а попросту говоря, быть наделенным совестью. Если совесть в вере, то мы становимся людьми вознагражденными уже сейчас. Меру своей вознагражденности мы не очень ощущаем среди друг друга в храме, потому что соизмеряем в собственном сообществе. Если мы всерьез разберемся, то выходит, что у нас есть хотя бы минуты, когда мы ведем жизнь благодатную, а это стоит дорогого.

«Не нам, не нам, но имени Твоему, Господи, дай славу», — вот самое высокое вознаграждение любых усилий, когда имя Бога славится. Господи, помоги вырастать в строгости к себе и в нежности друг к другу.

Насколько безобразным при всех тех же самых входящих наше существование могло бы быть, когда мы были бы обычными циниками, то есть людьми, о которых можно было бы сказать, что «он знает толк в этой жизни». Те, кто «знает толк», обычно ошибаются и обманываются. Они, конечно, знают толк; умеют вопросы решать, быть успешными, но не умеют быть по-настоящему счастливыми, если они неверующие.

Идет 6-я неделя по Пасхе. Последнее пасхальное воскресенье в этом году посвящено притче о слепом. Богу угодно в этот день поднять одну из самых сложных и непостижимых для человека тем — тему оправдания страдания. Мы с вами не раз роптали и задавали вопрос, как в мире может совместиться мучение младенцев и представление о милости Бога. Сегодняшней притчей Господь не боится вести этот разговор.

Слепорожденный человек сидит на перекрестке и просит денег, так как ему более нечем заняться: он ничего не может. Ученики, конечно же, видя такую немощь человека, кричащую немощь человека, задуманного светлым, спрашивают у Христа о том, кто так согрешил, он ли сам или его предки? Вопрос ясный — ведь грех напрямую связан с немощью, ведь человек согрешивший не выглядит красиво. Ученикам все ясно, и мышление их вполне по-человечески просто и линейно, — им главное понять, кто виноват, и вопрос закрыт.

А Господь говорит, что никто не виноват. Это выбивает почву из-под ног учеников. Как же, почему, зачем? Господь же говорит, что нужно это, чтобы явилась дела Божии. Это тот отрывок Евангелия, который обычно очень трудно принять. Как это — чтобы явились дела Божии? Христос отвечает не словом, а делом.

Как говорит Евангелие, Он слюной Своей мажет глаза слепому, и они прозревают. Дальше начинается самое для нас понятное и привычное, и так лежащее по душе нам, но не лежащее по душе Богу. Никому не интересно, что он прозрел. Все выясняют совершенно второстепенные вещи: кто это сделал, а почему в субботу? Слепой объясняется, как в прокуратуре. Один раз сказал, что не знает, кто это сделал, но утверждает, что он был слепым, а теперь прозрел. Второй раз отвечает на вопрос, почему в субботу, говоря, что не знает, но уверен, что если бы это сделал человек грешный, Бог бы его в субботу не послушал, значит, это был человек боголюбивый. К родителям прозревшего идут фарисеи узнать, точно ли он был слепой. И тут интересный момент Евангелия: родители настолько уже запуганы были, что даже готовы были на всякий случай отказаться от правды и признать, что сын не был слепым. Но Бог не попустил этого. Они лишь говорят, что он (сын) сам знает, у него и спрашивайте. И он, бывший слепой, говорит то, что является самым важнейшим в этом повествовании: «Я не знаю, кто он, не знаю его происхождения и не знаю, почему в субботу, но знаю, что я был слепым, а теперь прозрел».

И только тогда появляется Христос и спрашивает его, верит ли он в Сына Божия. Слепой же отвечает: «Господи, покажи мне, где Он, и я поклонюсь ему». И Христос второй раз после Пасхи открывается людям, не говоря о себе как о праведнике, как о пророке, как о благодетеле. «Тот, Кто с тобой говорит. Это Сын Божий». И слепой кланяется Ему. И вот нашел он ответ, сказав: «Я тебе верую, Господи». Он не задал вопроса, почему так произошло, что он стал слепым, почему так долго он ждал, — не спросил всего того, что так нам по-человечески понятно. Он сделал главное — преклонился перед замыслом Отца и не обвинил.

Поэтому и наше завершение пасхальных служб приводит нас к мысли, что Богу надо доверять. А если доверять, то разбираться, задавать вопросы и верить, что Он не пройдет мимо. Ведь в этой притче Он мог бы дать «урок ученикам», объяснить и пройти мимо. Но Он не прошел, а исцелил, явив славу делам Божиим. Так же и нам стоит искренне спрашивать Бога, если мы не понимаем или не принимаем, молитвенно или своими словами, а ответы будут нам даны.