Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Я вас всех поздравляю с воскресным днем и с днем памяти Радонежских святых. Радонежские святые — это, конечно, не только те, кто подвизался вокруг современного Радонежа, Хотькова, но и многие-многие ученики преподобного Сергия, пошедшие на Север, Северо-Восток. Они, может, в Радонеже и не бывали никогда, но они, конечно, в этом Соборе Радонежских святых сегодня торжествуют.
Удивительно повествует о славе Божией, являющейся людям, сегодняшнее чтение евангелиста Матфея. Приводят ко Христу двух слепцов, и Он их исцеляет, спросив, верят ли они в то, что Он может это сделать. А поскольку мы с вами на страницах Евангелия все время встречаемся с тем, что Христос кого-нибудь исцеляет, поднимает с постели и так далее, то это нам даже привычным становится. В самом деле, что еще Христу делать. И вот это исцеление слепцов проходит мимо нашего внимания, потому что оно как бы очередное. Поразительна способность человека видеть в исцелении — да и в воскрешении — очередное чудо.
Оставим это. Сейчас важней иное.
Христос, исцелив слепцов, говорит им, чтобы они никому ничего не рассказывали. И они, несомненно, это Ему обещали. Потому что простая человеческая благодарность должна была в них жить: никто не мог им помочь, а тут приходит Христос и исцеляет. И просит никому не рассказывать.
Но в следующем же предложении евангелист Матфей говорит нам, что произошло дальше. А дальше произошло следующее: «И они, выйдя от Него, прославили случившееся с ними по всей земле» (Мф. 9:31). Они не смогли молчать. Настолько в их личной судьбе значительным было то, что случилось, что они даже обещание, данное ими, забыли. Не смогли без этого жить. И все стали удивляться. А фарисеи, естественным образом, стали говорить, что эти чудотворения — от князя бесовского.
Это урок нам с вами: любое доброе дело людьми будет обязательно осмеяно, извращено, неверно понято и искорежено. И этому не надо дивиться, потому что так поступали со Христом. И было бы странно, если бы с нами было наооброт. То есть даже критерий такой существует: если вы сделали что-то, что вам кажется хорошим, и вам за это не нанесли ударов, то что-то в вашем добром деле не так.
То же, что с прозревшими слепцами, произошло и с Радонежскими святыми. Они пошли от края до края земли огромной нашей страны. Тот, кто путешествовал, тот знает, насколько она велика; это ведь не по карте смотреть — сантиметр туда, сантиметр сюда. Так вот, они пошли от края до края земли, потому что не могли не славить Бога, открывшего им глаза. Не обычные глаза плохо видящего человека, а глаза настоящей веры, которые смотрят и видят в глубь себя.
Мне в свое время, уже пару десятков лет назад, об одном ныне усопшем иерархе сказали: «Посмотри, какие у него глаза. Они смотрят в глубь себя. Совсем иконописные глаза». Посмотрите на глаза любого изображения Христа Спасителя. Христос смотрит на тебя и с тобой собеседует, но при этом Его глаза обращены внутрь, потому что Он прозревает глубину вечного устроения человека. Вот такими стали слепые ученики преподобного Сергия, обретя зрение. Такими они пошли по всей земле. Такими явились на суд Божий.
Такими хочет Бог, чтоб были мы. Не много говорящими. И даже не много делающими, потому что в суетливом благодеянии тоже коренится ошибка и порок. Внимательными, стремящимися посадить свой грех на поводок и не давать ему кусать если не себя, то хотя бы других людей. Внутренне очень сосредоточенными на том, как прекрасно творение Божие. Как не плох человек.
Мы все время смотрим на то, как является грех. Это как смотреть на гору и все время видеть извержение вулкана. Но вулкан не может извергаться тысячелетиями. Он останавливается. Нельзя видеть только извержение, только магму и лаву. Можно увидеть еще, что гора прекрасна. И озеро рядом с ней прекрасно. И, переходя к нам, люди очень хороши. Они измучены грехом, они по нескольку раз на дню делают себе прививку греха, но они прекрасны. И, увидев это, мы тоже не сможем удержаться от того, чтобы, как евангельские слепые, Бога прославить. И мы тоже пойдем и будем всюду говорить, как велик Господь, соделавший такое.
Аминь. С праздником вас!