Канун праздника изнесения Честных Древ Креста Господня

Кийский Крест

Накануне праздника Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня наш настоятель совершил всенощное бдение и вынес для поклонения Крест.

Установление этого праздника объясняется в греческом часослове 1897 года так: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии — Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста».

В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения», составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем».

Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах ХVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1».

По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 1 августа совершается до или после литургии. Вместе с освящением воды совершается освящение меда нового сбора (т. н. «Медовый Спас»; называют праздник в народе также «Спасом на воде», «Мокрым Спасом»).

Праздником Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня начинается двухнедельный Успенский пост.

Успенский пост дошел до нас с первых веков христианства. Он не так строг, как Великий, но строже Петрова и Рождественского. С телесным постом неразрывно должен быть связан пост духовный. «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», — заповедует Святая Церковь.