Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня

Икона Кийского Креста

14 августа Русская Православная Церковь отмечает праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Церковь издревле обращалась в молитве ко Господу перед Его Честным Крестом, прося об ослаблении болезней и скорбей. Поэтому молитва о возвращении мира Украинской земле, которую от лица всей общины прочел за литургией отец настоятель, звучала в этот день по-особому.

После Божественной литургии был освящен мед нового сбора, и отец Александр обратился к прихожанам со словом пастырского наставления.

Обычай посвящать Богу начатки нового урожая появился у людей после изгнания из Рая. Так, в Библии мы находим историю Каина и Авеля, приносивших жертву Всевышнему от плодов рук своих. Приношение лучшей части нового сбора было неотъемлемой частью ветхозаветного благочестия. Древняя Церковь также благословляла и освящала виноград, фрукты, орехи и другие дары природы, употребляемые человеком в пищу.

На Руси, славившейся своими сортами меда во всем мире, повсеместное распространение традиции освящать мед восходит ко времени служения Патриарха Иова, введшего такой обычай, чтобы благодарить Господа за особое благословение, данное нашей земле.

Подвижники благочестия сравнивали христиан с пчелами, которые многими трудами собирают духовные сокровища в соты, «где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (Мф. 6:19). «По трудам — воздаяние», — говорит преподобный Ефрем Сирин. Об этом нам, продолжателям живой традиции, напоминает Церковь в первый день Успенского поста.

Слово настоятеля

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Сегодня, в день Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня мы слышали Страстное Евангелие. И слышали нечто важнейшее. Слышали о причине, по которой иудеи хотят распять Бога. И это, пожалуй, единственное, что они сказали честного в общении своем с первосвященниками, с Пилатом, с воинами, со всеми окружающими. «У нас нет царя, кроме кесаря» (Ин. 19:15).

Пилат, грубый офицер, человек, проводивший свою жизнь в ненавистном ему заграничном гарнизоне, почувствовал во Христе Царя. Он не смог этого выразить, как могли бы выразить это рафинированные богословы, поэтому он спросил: «Царя ли вашегораспну?» — и табличку разместил на кресте: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Но он, конечно, понимал — и поэтому так смущался, — что речь идет о значительно большем Царе, чем просто царь маленького уголка земли. А иудеи сказали правду: «У нас нет царя, кроме кесаря». Кроме земного руководителя.

Прошло очень много веков, и — парадоксально — злым образом у православных христиан нет царя, кроме кесаря. Нашим кесарем становится наша самовлюбленность, желание, чтобы все было по-нашему, убежденность, что иначе быть не должно. Нашим кесарем становится озлобление против других людей, чрезмерная привязанность к своим удобствам, нежелание что-либо менять. А Царь Небесный, одождивый человечеству манну, создавый мир, каждого из нас, отсылается на распятие.

И чем спасется человек? Ведь он совсем не хочет от кесаря своего отказываться. Он не ищет Царя. Спасется тем, о чем говорилось сегодня в Апостоле, — буйством проповеди Христовой (Кор. 1:21). Ее абсолютной ненормальностью с точки зрения унылой повседневности. Буйство проповеди Христовой означает, что к каждому из нас Христос приходит со Своими словами и всегда застигает нас врасплох. Мы всегда оказываемся не готовы к этому разговору. Но Он готов.

И вот эти странные, ненормальные слова способны вытащить нас из чудовищного поклонения несуществующим царям. Мы способны остановиться. Мы способны подумать, поменять свою жизнь. Мы, к сожалению, всегда делаем это фрагментарно. Мы пришли, покаялись, потом снова и снова отдаем дань греху, но важно, что будет последним: «Не имамы царя, токмо кесаря» — или «Господи, помилуй». И если будет покаянное, плачущее «Господи, помилуй», искренне выдохнутое из глубины сердца, — есть надежда на прощение. Для этого крест и полагается в начале важнейших дней и недель церковного года. Полагается и сегодня, в начале Успенского поста.

С праздником вас, друзья.