Проповедь прот. Александра Абрамова в Неделю по Богоявлении

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Аминь.

С воскресным днем вас, дорогие! Многочисленных причастников — с принятием Святых Таин. Тех, кто исповедовался, — с очищением совести.

Сегодня — момент перехода из Ветхого в Новый Завет. Его описывает евангелист Матфей. Проповедь Спасителя начинается с тех же слов, которыми оканчивается проповедь последнего ветхозаветного пророка, Иоанна Предтечи.

Иоанн проповедовал покаяние во оставление грехов, и его последними словами были: «Покайтесь». Словами начала проповеди Христовой были те же самые слова: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие».

Христианство в широком смысле есть собрание людей, которые так или иначе — криво, косо, прямо, а иногда и очень глубоко — чувствуют, что приблизилось Царствие Божие. Оно здесь. Оно наступает в силе вопреки всему тому, что мы видим за окном, в делах, в работе, где угодно. Что это мнимое торжество зла — лишь его конвульсия перед приближающимся Царствием Божиим. Демонов немощные дерзости, слабые попытки дьявола вновь овладеть человечеством, которое не его.

Иоанн передает слово Христу, и Христос вносит в мир, совершенно новое, иное, чем было прежде. Царство Ветхого Завета — это царство страха перед Богом, опасения быть наказанным. Царство Нового Завета, собственно Царство Божие, — это царство торжества, победы правды. Неотвратимости не в значении неотвратимости наказания, а неотвратимости в значении того, что нет такой силы, которая совладала бы с силой Христовой. Ты можешь по отношению к этой силе занять ту или иную позицию. Она может быть тебе не интересна, и такова позиция большинства людей. Ты можешь ей противостоять. И ты можешь быть ее причастником. Радостным причастником. Потому что это не сила оружия, не сила танка, какой-то грозной мощи, а сила беспомощности Божией, которой совершается вся победа над злом мира.

Мы сегодня празднуем и память святого, который как раз жизнью своей показал торжество Христовой правды над всяким злом мира. Это очень важный для нашего храма святой — святитель Филипп, митрополит Московский. Митрополит Никон, еще не Патриарх, едет за его мощами на Соловки, и государственная власть здесь, в Москве, в лице царя Алексея Михайловича, приносит покаяние за убийство святителя.

Святителю Филиппу при жизни было кого бояться. Он всегда находился — к сожалению для самого себя — в средоточии дворцовых интриг. Всегда кто-то хотел заполучить его на свою сторону. И вот что удивительно. Есть земнородные люди, которые таким образом живут, что правда видят: любая светская власть, любое устроение человеческое и политическое ниже единственного Царя, Царя Небесного. И всю свою жизнь святитель Филипп так построил, что хотя по человечески и побаивался земных владык, но в решающие моменты он боялся лишь обмануть доверие единственного Небесного Владыки, Царя Христа. Которому и остался до конца верен.

Кто бы сейчас вспомнил тех вельмож, с которыми святитель пересекался и которые его в конце концов умучили! Их и помнят только потому, что они сделали то или другое зло святому человеку.

Значит, это возможно. Прямо возможно. Выстроить свою жизнь таким образом, чтобы одному Царю служить. Не оставляя своих дел, попечений, семей. Не нужно ничего бросать, не нужно уходить ни в какие монастыри. Нет еще такого идеального монастыря, в котором бы Царствие Небесное сбылось на земле. А нужно на место все поставить. Как луна принимает свет от солнца — и Никон все время об этом говорил, — так Небесный Царь земного преболе есть.

Это тяжко. Святитель Филипп и многие другие за это жизнью расплатились. Но — Богом им было за это даровано счастье. Счастье. То, что мы хотим стяжать, то, чего мы ищем. То, о чем мы думаем и молимся. А все эти ошметки человеческие — все эти Малюты Скуратовы, Григории Распутины и другие — все авантюристы и нечисть, которые играли в любовь к Небесному Царю, но боялись больше всего царя земного, они там, где им надлежит быть. А святитель Филипп — среди святых и всегда будет в молитве народа Божия.

С праздником, друзья.